Праздник победы Добра над Злом - Галунган

Самый красивый праздник на Бали празднуется 10 дней (с 6 по 16 июля). В это время на остров спускаются добрые духи и духи предков.

Улицы украшены бамбуковыми шестами - пенджорами - к которым привязаны пальмовые листья и рисовые колосья, символизирующие процветание. Каждое семейство стремится смастерить пенджор побогаче. По улицам ходят шумные процессии. Ряженые во львов дети и взрослые дурачатся, играют на барабанах и исполняют священный танец баронг. Галунган празднуется раз в 210 дней (раз в балийский год), выпадает на позднюю весну и осень.

Большинство зрелищ можно увидеть поздним вечером, часть из них устраиваются прямо на территории храмовых комплексов в дар богам.

Жители Бали начинают готовиться к Галунгану заранее: убирают дома, приобретают новую одежду и обувь (чаще белого или желтого цвета). Верующие возносят молитвы, прося богов посетить их жилища и семейные храмы. Женщины готовят изысканные угощения: блюда из свинины, цыплят, риса, овощей, а также сладости и фруктовые десерты. Мужчины же изготавливают пенджоры - высокие бамбуковые шесты, украшенные разноцветными тканями, кокосовыми листьями и цветами. Пенджоры символизируют процветание и устанавливаются около входа в дом или храм.Еще одна почетная обязанность мужчин – жертвоприношение свиней. Как правило, их убой производят на рассвете. Ритуальная кровь идет на приготовление особого блюда – лавар, которое представляет собой пикантную смесь из овощей, зелени и крови.

Наш Галунган начался с крика порося. Несчастному животному была уготована судьба частично оказаться в тарелке с угощениями, которую Суди принес нам, чтобы возвестить о Празднике. То, что будет большой Праздник, мы догадывались уже по бурной творческой деятельности, развернутой на улицах города Убуда и деревни нашей Пенестанан. Люди творили пенжоры.

Пенжор - это высокий бамбуковый шест, украшенный пальмовыми листьями, цветами и рисовыми колосьями, символизирующий процветание. Каждая семья, каждый дом старается сделать свой пенжор покрасивше и выставить его у дороги. Улицы преображаются.

Сначала народ таскал длиннющие голые шесты туда сюда на байках и машинах, значительно увеличивая безопасную дистанцию между транспортными средствами и грозя смахнуть с сидений зазевавшихся пассажиров, уронить невнимательных пешеходов. Затем, и в дождь, и в снег жару два дня можно было наблюдать гонку "чей пенжор круче". Жители деревень особо не парились, а в Убуде народ "извращался", чтобы победить в специальном конкурсе.

Легче всего было применить фантазию при создании основания пенжора. Эти букеты некоторые умудрялись оформлять даже в виде фигур грозных богов. Но сии шедевры не попали на фото, были замечены проездом.

В первое утро Галунгана, когда все жители деревни семьями идут в храм помолиться и открыть праздник, жена Суди одолжила мне корсет, кебайю (кружевную блузку), саронг (юбку) и пояс. Суди с женой называют это "униформой для храма". Мужской костюм чуть-чуть сложнее - белая рубашка любого кроя, саронг, верхняя юбка (не знаю как называется) и обязательный головной убор. Разоделись и пошли. Я семенила ножками и спотыкалась с непривычки, давно не носила узких юбок.

Как говорит Суди, в каждой деревне должно быть три основных храма (Пура Далем, Пура Деса, Пура Пусех), посвященных разным божествам. Мы были в ближайшем к нам храме Пура Далем, который считается храмом Шивы и усопших.Женщины несут подношения в разнокалиберных корзинах.

Деток тоже обязательно одевают по храмовой моде.

Те, кто пришел пораньше, поспешили занять места в теньке, утро уже было очень жарким.

Женщины были заняты подношениями, зажигали благовония.

Все было очень похоже на начало пуджи с участием браминов и пандитов где-нибудь в Индии. Служители строги и отрешены, звонят в колокольчик, читают мантры и делают магические пасы цветами в руках.

Галунган - праздник семейный, люди украшают свои семейные храмы, ходят в гости, посещают храмы других божеств и проводят вот такие тихие утренние и дневные церемонии с подношениями и совместными молитвами. Все дни женщины стараются готовить особенно вкусные блюда и делиться с соседями. Суди снова приходил к нам с угощениями накануне последнего дня - Кунингана.А на улицах за одну поездку через город можно было встретить пять-шесть детских процессий с баронгами.

Баронги - это добрые духи, хранители. В каждом храме есть свои маски. Во время праздников дети рядятся в баронгов и исполняют нехитрые танцы перед теми, кто жертвует деньги для храма. Вот они остановились недалеко от нашего дома возле ателье, где шьют кебайи.

 

Автор

Вернуться в оглавление "Новости"


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)