Литература и искусство Вьетнама

Вьетнам является древнейшей страной Юго-Восточной Азии, обладающей богатыми культурными традициями. Государственность появилась у вьетов в середине 1-го тысячелетия до н.э. Из Китая во Вьетнам пришла письменностьи конфуцианство, из Индии — буддизм. Важной чертой вьетнамской культуры на протяжении многих веков была двуслойность: для верхушки общества и для основной массы населения. Во древней вьетнамской культуре большое значение придавалось символам.

Культура Вьетнама является неотъемлемой частью культуры Восточной Азии. Она развивалась на стыке культур двух цивилизаций: китайской и индийской. Из Китая пришла иероглифическая письменность, которая использовалась вплоть до 20-го века (затем Вьетнам перешел на латиницу). На протяжений столетий, особенно, в Вьетнам заимствовал у северного соседа многие элементы материальной и духовной культуры, правовые и политические нормы, конфуцианство и даосизм. Тесная связь этих культур несомненна, особенно, в первое тысячелетие н.э. В большей степени китайскую культуру воспринимала верхушка вьетнамского общества, в том числе, китайский язык, а народ сохранял самобытность.

В древнем мире и в средневековье большое влияние на культуру Вьетнама оказала Индия, в новое и новейшее время — Франция, затем Советский Союз.

Литература Вьетнама, писатели и поэты

Древний фольклор представлен мифологическими преданиями о Государе Драконе Лак Лонг Куане, о рождении первых людей из яиц, богатырской сказкой о Фу Донге, преданиями о строительстве крепости Колоа, о воительницах сестрах Чунг. Сохранился цикл эпических сказаний мыонгов "Рождение Воды и рождение Земли". Ранние памятники вьетнамской литературы датируются 10–12 веками. В 13–14 веках получила развитие придворная поэзия.

Столпами вьетнамской литературы Нового времени являются Нгуен Чай (15-й век), Нгуен Бинь Кхием (16 век), Нгуен Зу (18-19 века).

Нгуен Чай был не только литератором, но и государственным деятелем и философом. Его поэтическое творчество проникнуто патриотизмом и гуманизмом. Наиболее известным произведением является "Оповестительное слово по случаю умиротворения китайцев", описывающее борьбу на протяжении столетий против китайских и монгольских завоевателей. На род Нгуен Чая впоследствии обрушились репрессии, якобы в связи с тем, что он нарушил запрет на упоминание имен минских императоров.

Кроме стихов и поэм Нгуен Чай написал "Историю ламшонского восстания", "Географический очерк страны" и др.

У Нгуен Бинь Кхиема, в отличие от Нгуен Чая, совсем другая позиция по отношению к государству и обществу. Он проповедник созерцательной жизни. Всего Кхием написал более тысячи стихотворений.

Другой великий вьетнамский поэт, Нгуен Зу, развил до совершенства литературный вьетнамский язык также, как А.С.Пушкин русский язык в России. Наиболее известным его произведением и вершиной вьетнамской классики считается поэма "Стенания истерзанной души" или "Повествование о Киеу" о сложной и трагичной судьбе красивой и одаренной женщины. Сам Нгуен Зу имел несколько жен, которые родили ему 18 детей.

Поэтесса Хо Суан Хыонг (литературный псевдоним) жила в период действия конфуцианских норм. Для эротических стихов поэтессы характерны двусмысленности, замаскированные непристойности, игра слов.

Ткачество ночью (перевод Г.Ярославцева)

Фитилек взвивается, светлица пылает от жара,
Тени сплетаются всю ночь напролет
И, подрабатываемый ножками,
Проворный челнок снуёт взад и вперед...

В последние десятилетия 20 века жанры литературы Вьетнама постепенно сближаются с жанрами литературы стран Европы и Америки. В это время наибольшей известностью пользовались прозаики Нгуен Хонг (1918–1982 гг.), То Хоай, Ле Лыу, Нгуен Мань Туан, поэты Суан Зьеу (1916–1985 гг.), Те Лан Виен, Те Хань, поэт и драматург Нгуен Динь Тхи.

Среди современных писателей Вьетнама наибольшей популярностью пользуется писатель Нгуен Хюи Тхиеп (рассказы "Ветерки над Хуа Татом", "Генерал в отставке" и другие).

Одним из самых популярных писателей в жанре научной фантастики является Ву Ким Зунг (Vu Kim Dung). Биолог по образованию, он в своем произведении "Красота возвращается" предсказал клонирование живых существ.

Лучшими книгами 2008 года были признаны (в порядке с 1-го по 10-е место): "Пожалуйста, один билет в детство", автор Нгуен Нят Ань; "Одинокий ветер и девять рассказов", Нгуен Нгок Ту; "Женская новелла", Ли Лан; "Если бы мир был деревней", Д.Дж.Смит; "Реальная истрия", Адам Коэн; "Разговор в 99 недель", Чан Тху Чанг; "Моя история — их истории", Виет Линь; "Прогулка стекляной кости", Нгуен Тху Хыонг; "Настоящая сила", Тич Нят Хань; "Жизнь", Нгуен Донг Тук.

Лучшими книгами 2009 года среди новелл были признаны "Один на лошади", автор Ма Ван Кханг; "Они еще не вернулись", автор Нгуен Тхе Хунг; "Порушенные воспоминания", автор Нгуен Куанг Лап. Первое место среди поэтов заняла поэтесса Данг Тхи Тхань Хыонг, второе - поэт Чу Хонг Тьен.

Молодые вьетнамские писатели часто выкладывают свои произведения в интернет, чтобы иметь обратную связь с читателями.

Музыка

Танцевально-музыкальная культура Вьетнама насчитывает несколько столетий. На старинных бронзовых барабанах лаквьетов изображены люди, танцующие под аккомпанемент бамбукового кхена. В 2006 году во Вьетнаме археологами был найден музыкальный инструмент, которым пользовались еще в каменном веке — "дан да". Инструмент состоит из восьми аккуратно обработанных каменных пластин.

Народное музыкальное искусство очень самобытно. Музыка богата вокальными жанрами. Основными музыкальными инструментами являются дискообразная четырех-пятиструнная гитара, трехструнная гитара дан там, двухструнная скрипка дан ни, бамбуковая флейта ом дить.

Европейская музыка появилась в начале 20-го века, а уже в конце 20-го века и начале 21-го молодые вьетнамские пианисты и скрипачи неоднократно становились лауреатами самых престижных международных музыкальных конкурсов.

Одним из любобытных моментов явялется популярность во Вьетнаме российской эстрадной музыки. Популярна Пугачева, Киркоров и другие. Российских туристов шокирует любовь вьетнамских радиостанций к песне Гены Крокодила из мультфильма в исполнении вьетнамской поп-звезды Tai Em Ma. Эта песня даже становилась хитом в альбоме "Ung Hoang Phuc" с женским бэк-вокалом и вьетнамской аранжировкой. Еще один любопытный факт: самым исполняемым сибирским композитором является Нгуен Лан Туат, проживающий в России уже 30 лет (в настоящее время - в Новосибирске).

Театр

Во Вьетнаме существует несколько жанров театрального искусства.

Народный театр тео ведет свое происхождение от крестьянских празднеств в дельте реки Красной. Сценой для тео служил двор общинного дома, труппы были любительские или полупрофессиональные. В провинциях Тхайбинь и Хайхынг, например, в настоящее время действует около тысячи полупрофессиональных и самодеятельных групп тео. Театр тео впитал в себя народные мелодии, танцы. Оркестр, сопровождающий спектакли, использует народные музыкальные инструменты. В основу спектаклей тео положены фольклорные сюжеты, сюжеты популярных повествовательных поэм. Театр тео и в настоящее время занимает важное место в культурной жизни вьетнамской деревни.

Туонг - это вьетнамская классическая опера. Туонг считался "высоким" театральным жанром. Существовали придворные труппы туонга, а также труппы при домах крупных феодалов. Туонг основывается на сочетании музыки, пантомимы, танца, поэтического слова, акробатики и фехтования. В центре спектакля туонга - героический персонаж, совершающий подвиг во имя Родины и императора. Представления туонга основаны на принципах гротеска, условности и символики, которые прослеживаются в позах, жестах, гриме, сценическом движении актеров. На сцене нет никаких декораций, занавеса, не определены время и место действия — актер должен все это обозначить своей игрой.

В Среднем Вьетнаме в середине 19-го века сложился комедийный туонг ("Моллюски", "Сторож Кен и староста Ненг").

Театр кукол на воде встречается только во Вьетнаме. Он возник во вьетнамских деревнях в дельте Красной реки. В древности куклы изготавливались из деревянных чурок, а для управления марионетками использовались нити, из которых плели сети и бамбуковые шесты. Действие разыгрывается на воде, по поверхности которой двигаются куклы. Актеры управляют куклами руками, стоя по грудь в воде за ширмой. Нижняя часть ширмы сделана из бамбуковых палочек и позволяет актерам наблюдать за куклами.

Спектакль марионеток происходит в лучах заходящего солнца в сопровождении мелодичной музыки. Все спектакли начинаются одинаково. Под аккомпанемент веселой музыки и барабанной дроби появляется кукла-мальчик Тэу в набедренной повязке и говорит: "Здравствуйте все! Мне, наверное, нет нужды представляться?".

В начале 20-го века появился музыкальный театр кайлыонг. Кайлыонг ввел в свои спектакли много современных народных мелодий и перенял ряд аксессуаров западного театра. Были модернизированы музыкальная часть, оркестр, появились декорации, занавес, сцена, игра актеров стала более естественной. Репертуар формировался не только за счет традиционных сюжетов, но и спектаклей на современную тематику. Известный драматург Чан Хыу Чанг (1906–1966 гг.) писал преимущественно для кайлыонга.

Примерно одновременно с рождением кайлыонга появился китьной — "разговорная драма". Этот жанр близок западноевропейскому аналогичному жанру.

Вернуться в оглавление "Рассказы"


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)
Вьетнам
Курс компании
03.12.2016

1 USD = 65,4359 руб.

1 EUR = 69,8397