Что такое горная болезнь и акклиматизация?
Акклиматизация – это процесс приспособления организма к новым условиям внешней среды. При увеличении высоты уменьшается давление воздуха, а также процент содержания кислорода в нем. Тот же самый вдох в горах принесет в легкие меньшее количество воздуха, и процент кислорода в нем тоже меньше (а азота больше). Но на работу мышц, мозга и поддержание жизнедеятельности расход никак не сокращается. Наоборот, физическая работа по переносу рюкзаков, хождению вверх по склону может быть очень напряженной и требовать много кислорода. Таким образом образуется дефицит кислорода. Для поддержания жизнедеятельности организм имеет приспособительные механизмы. Одни из них включаются быстро (увеличение частоты и глубины вдохов, выброс в кровь «запасных» эритроцитов), для развития других требуется длительное время (перестройка тканевых процессов, изменение состава крови).
Но головной мозг и организм в целом не просто тихо страдают себе от недостатка – включаются механизмы адаптации «чтобы мозгу было хорошо и человек не умер». Для этого сразу:
- усиливается частота и глубина дыхания, чтобы ускорить газообмен в легких;
- увеличивается пульс и давление крови для того, чтобы увеличить поток крови (количество крови, перекачиваемое за секунду) и значит, скорость переноса кислорода к мозгу и другим органам;
- происходит выброс в кровь дополнительных «запасных» эритроцитов из депо, так как перенос кислорода при прочих равных условиях зависит от количества эритроцитов.
А потом постепенно перестраиваются окислительно-восстановительные процессы в тканях, изменяется состав крови и т.п., чтобы заставить организм усваивать кислород гораздо лучше и обходиться тем количеством, которое есть. И на это приспособление тратится время и силы организма.
Что в этом неприятного и опасного?
Недостаток кислорода в тканях приводит к повышению проницаемости клеточной мембраны и стенок сосудов. При этом повышенное давление крови (призванное увеличить перенос кислорода) приводит к просачиванию жидкости через стенку сосудов, то есть к отеку. Отек происходит во многих тканях (например, опухают ступни ног), но наибольший вред приносит отек головного мозга и легких.
Отек мозга, то есть просачивание плазмы крови из сосудов в межклеточное пространство, приводит к «разбуханию» мозга и напиранию на стенки черепа и окрестные ткани. Из-за этого появляется головная боль, головокружение, тошнота, а в более серьезных случаях – замедленная реакция, ухудшение координации движений и неадекватное восприятие действительности, потеря сознания – то есть, большая часть симптомов горной болезни. В результате от отека мозга можно умереть. Причины – сдавливание набухшей коры головного мозга сводом черепа, вклинивание мозжечка в ствол спинного мозга.
Отек легких – просачивание жидкости в просвет альвеол – пузырьков в легких, на границе которых происходит газообмен между кровью (в капиллярах стенки альвеолы) и воздухом (в просвете альвеолы). Жидкость в просвете альвеол мешает их наполнению воздухом, следовательно, дыхание становится менее эффективным, давление еще поднимается, капиллярная стенка становится еще более проницаемой – в просвет альвеол проникает новая жидкость. В конце концов дыхание вовсе становится невозможным, и человек умирает.
Оба вида отека в большей степени развиваются ночью, так как горизонтальное положение приводит к повышенному венозному возврату крови в верхнюю половину туловища, а также из-за ослабления дыхания, что увеличивает гипоксию тканей. Почему ночью ослабляется дыхание? Как сказано выше, при недостатке кислорода усиливается глубина и частота дыхания. При этом скорость выведения углекислого газа из крови тоже увеличивается. Из-за низкого уровня углекислого газа дыхательный центр возбуждается недостаточно сильно, но в состоянии бодрствования сознание все же подает сигналы на вдох. Ночью контроль нервной системы ослабевает, и дыхание даже может на несколько секунд остановиться. Когда кислорода в организме становится совсем мало, мозг подает команду и дыхание восстанавливается, но в целом по сравнению с бодрствованием, во сне дефицит кислорода оказывается больше.
Как распознать и лечить острую горную болезнь
Наибольшее количество неприятных симптомов во время острой горной болезни доставляет мозг. Головная боль, тошнота, головокружение выше 2500-3000 метров над уровнем моря – это первые признаки горной болезни. Обычно в горы ходят без тонометра, но приблизительно ориентироваться можно и по пульсу. Если пульс человека в покое (например, утром) выше 85 ударов в минуту – он страдает от горной болезни. Даже если субъективно плохое самочувствие приписывается чему-то другому («съел гадость, в животе крутит», «очень утомился в автобусе, надо отдохнуть»), указанные симптомы свидетельствуют о горной болезни! В принципе при пульсе 85 иногда можно идти вверх, но ночевать еще выше не рекомендую. Если пульс около 100 ударов в минуту, то желательно спускаться или хотя бы подождать несколько часов на той же высоте. Если пульс не нормализуется – спускаться.
При пульсе около 100 ударов в минуту, головной боли, тошноте начинаем лечение ацетазоламидом (диакарб). Он уменьшает отеки и внутричерепное давление и улучшает состояние больного. Дозировка 1-4 таблетки по 250 мг в сутки через равные интервалы. После приема симптомы уменьшаются, и больной может спускаться самостоятельно. Рекомендуется спускаться и ночевать в более низком месте. Симптомы прошли – заканчиваем принимать. Если не проходят – еще спускаться.
При выраженных симптомах отека мозга: сильно замедленной реакции, нарушениях координации движений (попросите выполнить какие-нибудь действия, например, дотронуться пальцем до носа), нарушении речи или сознания (нечетких ответах на вопросы) – диакарб в той же дозе плюс немедленный спуск, если не может сам идти – вести под руки или нести. Это нужно делать немедленно, даже если все случилось ночью, с фонариками, оставив рюкзаки и т.п.
При симптомах отека легких: кашле, жалобах на сдавливание ниже грудины, жалобах на удушье в лежачем положении, шумном дыхании, температуре, хрипах – быстрый спуск вниз. Барокамеры и кислородные баллоны – у вас вряд ли найдутся. Портативного «аэрозольного» кислородного баллона хватает совсем на чуть-чуть, так что его не имеет смысла брать с собой вообще, но если вдруг оказался – пускай несколько минут на спуске подышит кислородом.
Также при симптомах отека мозга или легких рекомендуют во время спуска (не вместо!) дексаметазон 8 мг первый раз и далее 4 мг/6 часов.
Не доверяйте ни людям, которые вообще не советуют пить диакарб (якобы, жуткая отрава), ни тем, кто советует пить его для профилактики «для лучшей акклиматизации». Диакарб – адекватное средство при горной болезни (в комбинации со спуском вниз). Оно имеет противопоказания, особенно при длительном приеме, но они не такие ужасные, чтобы его не пить – без него будет еще хуже. Но без указанных симптомов пить не надо, пользы не будет! Побочное действие диакарба – он вымывает калий из организма, так что с ним рекомендуется какой-нибудь препарат калия (например, панангин).
При любых даже слабых недомоганиях (а также и без них) хорошо регулярно пить теплый чай (хотя бы 2 раза в день, лучше чаще). Можно с лимоном, лимонной кислотой или аскорбинкой. Аскорбинки можно от 0,1 до 0,5-1 г/день (20 драже), передозировка не страшна – она хорошо выводится. Если длительная рвота – теоретически можно дать церукал, иначе, так как питье не усваивается, будет обезвоживание организма, а это неблагоприятно при гипоксии, но случаев его давать лично у меня не было.
Как не заболеть горной болезнью или Все про эффективную акклиматизацию
Подъем на существенную высоту (выше 2500 – 3000 м) приводит к кислородному голоданию организма, и те или иные симптомы горной болезни вы почувствуете. При сильной гипоксии недомогание будет серьезное, мешающее идти, есть, спать, выполнять физическую работу, воспринимать действительность, жить; при умеренном недостатке кислорода – слабое недомогание. Существуют рекомендованные графики акклиматизации (пример можно найти в моей статье про восхождение на Эльбрус), руководствуясь которыми можно спланировать маршрут похода, но самое важное правило, на мой взгляд такое:
Самое важное правило: Прислушиваться к своему самочувствию, не обращая внимания на эмоции (обидно спускаться, терять высоту и т.п.). Отвечать за себя (если руководитель группы не прислушивается к вашим симптомам, иногда допустимо принять свое решение вплоть до спуска одному). Обращать внимание на здоровье и жалобы других членов команды. Внимательно слушать симптомы, измерять пульс.
В первом серьезном походе я энергичной работой довел себя до тошноты и рвоты на стоянке после подъема. Теперь в горах я заранее ощущаю нарастание легких симптомов (одышки, головокружения) и до более серьезных уже не довожу дело. Для этого у меня есть в запасе два средства: первое – иду медленно и равномерно (как в замедленном кино, ноги ставлю плавно, без толчка о землю); второе – если чувствую, что сегодня больше подниматься не надо, то останавливаюсь и наслаждаюсь пейзажем.
С одной стороны, горная болезнь «косит» быстрых. При энергичном движении расход кислорода увеличивается, и после этого (обычно ночью) симптомы будут сильнее. Но и адаптация происходит быстрее. С другой стороны, «ленивые» обычно сталкиваются с горной болезнью внезапно: пока сидя едешь в машине или на подъемнике, без физической работы, адаптация происходит очень медленно. Даже простая прогулка пешком в первый день на высоте часто приводит к резкому ухудшению самочувствия. После приезда лучше несколько дней спокойно пожить на одной высоте без подъема, постепенно начиная двигаться, сразу не бежать – потом придется лежать (если не ехать обратно). То есть, для хорошей акклиматизации нужны физические нагрузки на высоте, но эти нагрузки должны быть соразмерными. Как именно нагружать себя: подняться сегодня на 350 метров, подняться на 700 метров со спуском на 400 или просто походить в окрестностях стоянки – я решаю по своему самочувствию.
В более низких местах акклиматизация постепенно теряется – организм приспосабливается к вольготному избытку кислорода. Это происходит довольно быстро, проведя после 4000 две недели на 2000, в следующий раз на 4000 чувствуешь симптомы снова (хотя и слабее, чем в первый раз). Через полгода от акклиматизации уже почти ничего не останется. Но некоторая малость сохраняется очень долго – акклиматизация в первый раз в жизни, говорят, проходит наиболее болезненно, потом легче. Впрочем после первого раза приходит и опыт, как вести себя на высоте, как реагировать на первые симптомы, где сбавить темп, где отдохнуть, где остановиться. Но это не означает, что не придется каждый год акклиматизироваться (и страдать) заново.
При акклиматизации лучше длительная небольшая нагрузка, чем сильные напряжения с периодами отдыха. По этой причине в первые дни лучше избегать технически сложных препятствий, скалолазания, рубки ступеней. Ровный темп весь день без частых остановок, без обгонов, соревнований, кто быстрее и т.п. Как-то раз после срыва на снегу и минутного активного зарубания у меня весь день до вечера сохранялось сбитое частое дыхание, кашель и ощущение недостатка воздуха, хотя в предыдущие дни при ходьбе вверх с рюкзаком на тех же высотах никаких симптомов не было. Если вечером на стоянке у вас есть еще силы, но есть уже и усталость – значит, темп дня был хороший. Что-то делать вечером на стоянке – полезнее для акклиматизации, чем просто сидеть (а тем более лежать). Для хорошей акклиматизации надо быть и не «быстрым», и не «ленивым».
Если спать низко, днем можно забираться повыше. Это дает возможность проходить перевалы в начале маршрута, не особенно страдая от горной болезни. Главное, чтобы было время до вечера на спуск. Рекомендуется не набирать за день более 1000 метров и не спать выше чем на 500 метров от предыдущей ночи (хотя при хорошем самочувствии я сам часто нарушаю эту рекомендацию, самочувствие более важный для меня показатель, а цифры для каждого будут разные).
Алкоголь противопоказан, так как он усиливает гипоксию. Сторонники «хорошего коньяка» приводят в качестве аргумента, что действие алкоголя по гипоксическому действию аналогично физической работе на высоте и способствует акклиматизации. Дескать, одни как дураки делают акклиматизационные выходы, а если выпить и никуда не ходить, то гипоксия будет такая же и эффект для акклиматизации будет сходный. Однако при возникновении кислородного голодания от физической работы организм вынужден отдыхать и тем избавляться от гипоксии. После «хорошего коньяка» гипоксия будет продолжаться длительное время, пока весь спирт не будет переработан. Остановить воздействие алкогольной гипоксии по своему желанию не получится. Да и лечить пьяного мало какой врач возьмется – все симптомы смешаны, непонятно, что от алкоголя, что от высоты.
Профилактические средства и «адаптогены» я не использую. Списки нормальных и сомнительных средств есть в статье wiki. Хотите – разбирайтесь, пробуйте. Хоть из тибетской медицины, хоть наши БАДы. Большого вреда, наверное, не будет. Я люблю в походах аскорбинку, не для акклиматизации, а потому, что овощей не хватает и чай кисленький получается.
Чем ниже влажность воздуха, тем лучше. 3000 метров на Кавказе соответствуют 3500 в Тянь-Шане и 4500 в Гималаях. Это связывают с повышенной теплопроводностью влажного воздуха и большими теплопотерями организма от этого, но я лично не уверен, что причина в этом. При низкой влажности рекомендуется пить побольше. Да и вообще пить полезно (теплые напитки).
В принципе все. Дополнительная информация есть в
Ходите в горы и будьте здоровы!
1 USD = 78,1365 руб.
1 EUR = 83,0928
+7 (495) 363-53-40