Озеро Инле

Жители Инле называют себя "инта", что значит "сыновья озера". Они строят на забитых в дно сваях бамбуковые хижины с тростниковыми крышами и плавают на быстроходных лодках - сампанах. Первое, что поражает на Инле, - это необычный способ гребли, практикуемый местными жителями. Инта не сидят на веслах - они стоят на носу сампана и, обвив ногой весло, с удивительной ловкостью им орудуют. Такая "ножная гребля" удобна тем, что одна рука остается свободной и ею можно на ходу управляться с рыбацкими снастями. Ловля рыбы - одно из главных занятий инта.

На озере Инле люди живут буквально на воде. Строят дома на сваях, выращивают овощи и цветы на плавучих огородах, ловят рыбу, причем весьма экзотическими снастями. Монахи местного буддийского монастыря, в который можно добраться только на лодке, в перерывах между молитвами занимаются... дрессировкой кошек.

Инле переводится с бирманского как «маленькое озеро». Маленьким его, впрочем, назвать трудно, а мелким - пожалуй: размеры озерного зеркала 20 на 6,5 км, а глубина колеблется от 3 м (в сухой сезон) до 5м в сезон дождей. Расположено Инле на высоте 900 м над уровнем моря. Когда и почему люди поселились на озере, ученые пока не выяснили. Скорее всего, это произошло это в XI веке. Некая группа бирманцев перебралась с суши на воду, чтобы обезопасить себя от набегов воинственных шанских племен.

Жители Инле называют себя «Инта», что значит «сыновья озера». Их основное занятие - рыболовство. Они забивают в дно озера сваи и строят на них бамбуковые хижины с тростниковыми крышами, а плавают по озеру на быстроходных лодках-сампанах. Инта не сидят на веслах - они стоят на носу сампана и, обвив ногой весло, с удивительной ловкостью им орудуют. «Ножная гребля» удобна тем, что одна рука остается свободной, можно на ходу управляться с рыбацкими снастями.

Помимо рыбной ловли, инта выращивают овощи. Плавучие огороды строят все члены семьи. Сначала ребятишки нарезают и сушат тростник, из которого женщины плетут длинные маты - грядки. Затем мужчины на лодках буксируют их на «огород», крепят к вбитым в дно шестам и покрывают плодородным илом. Готовые грядки можно купить в плавучей лавчонке - там их продают, как материю, на метры. Когда «огород» готов, женщины выезжают на лодках высаживать помидорную рассаду. Урожай с плавучих грядок собирают отменный.

Об особенностях национальной рыбалки инта -рассказ особый. Главная снасть - высокая обтянутая сеткой конусообразная бамбуковая ловушка. Устроена она по принципу нашей верши, но здесь ее не кладут, а ставят на дно. Рыба, оказавшаяся под такой вершей, вплывает в нее и не может выбраться назад. А рыбак орудует шестом, чтобы рыба побыстрее двигалась и не зарывалась в ил.

Все остальные орудия лова инта считают слишком «пассивными», не желая ждать, пока рыба сама попадется в сеть или клюнет на удочку. Озеро Инле мелкое, вода прозрачная, и легко, увидев карпа или сома, одним броском накрыть его «ныряющей клеткой». Ни один рыбак не возвращается домой без богатого улова. Снасти рыбаки мастерят сами, а сампаны - заказывают мастеру, как правило, из деревни Нампан, славной своими «судостроителями».

Инта даже построили свою собственную «Венецию». В этом городе многоэтажные дома на сваях образуют улицы, по которым плавают лодки. Здесь все на плаву - магазины, мастерские, рынки, даже храмы Например, огромный храмовый комплекс Пхаунг До У Куанг с золотыми статуями Будды и шоппинг-центром.

Но особенно любим туристами «монастырь прыгающих кошек» Нга Пхе Кьяунг. Еще недавно он стремительно приходил в упадок - богомольцев почти не было, монахи один за другим перебирались на сушу. Решение проблемы пришло с неожиданной стороны: настоятель монастыря У Кэй Ти занялся дрессировкой кошек и скоро сделался местным Юрием Куклачевым. Монахи разделили увлечение настоятеля. Слава о чудесных цирковых представлениях, устраиваемых в монастыре, разнеслась по всей стране, и в монастыре всегда много народу. Кто приходит помолиться, а кто на кошек посмотреть, но все делают пожертвования, на которые живут и кошки, и монастырь.

Совершенно феерическое зрелище и плавучие базары озера Инле. Каждую неделю едва ли не все население озера сплывается вместе и начинает бойкую торговлю. Покупатель подплывает к продавцу, берет, что нужно, и направляет лодку к следующему, как в американском магазине системы «drive-in», только с лодкой вместо автомобиля.

На озере Инле и его берегах расположено несколько городков и деревень, населенных, помимо инта, шанами, бирманцами, па-о и представителями других народностей. Все многоцветье народных костюмов предстает взору туриста на местных ярмарках, которые раз в неделю проходят в каждом городке по очереди и где можно купить все - от китайского ширпотреба до молодого буйвола. Паосцы носят черную или темно-синюю одежду и тюрбаны из обычных полотенец. Бирманцы ходят в юбках-лонджи, а шаны щеголяют в широких брюках.

Пока мужчины-инта ловят рыбу или работают на огородах, женщины занимаются ткачеством. Шали, скатерти, платки из Инле пользуются успехом не только в Бирме, но и во всей Юго-Восточной Азии. Пряжей служат волокна из стебля лотоса. В мастерских все сохранилось таким же, как прежде - во времена, когда за станками работали матери нынешних ткачих, их бабушки и прабабушки.

В местных кузницах делают ножи, ножницы и прочие предметы домашнего скарба, а заодно куют мечи, как в стародавние времена. Интийские сигары-черуты с листьями тамарина помогают от кашля и очень нравятся туристам - диковинка все-таки. На горячих источниках вокруг озера строятся первоклассные отели со SPA.

Живет на Инле и немногочисленное племя «длинношеих» – падауны. В ткацких мастерских работают женщины и девушки в ярких платьях с несколькими десятками колец вокруг шеи. Выглядит варварски-изящно и пугающе. Помимо колец на шее, браслеты охватывают запястья и лодыжки «падаунских нефертити». Падаунки носят медные кольца всю жизнь, начиная с шести-семи лет. Шейные мышцы женщин атрофируются - если кольца снять, шея сломается. Говорят, муж имеет право таким образом казнить неверную жену. Скорее всего, это просто байка - хотя дыма без огня не бывает.

Ин Дейн

Если подняться вверх по рукотворному каналу, соединяющему Инле с деревушкой народности Па О, можно попасть в Ин Дейн. Там на холме возвышаются тысячи пагод, древнейшая из которых, на самой вершине, датируется II веком до нашей эры. Чем «моложе» пагоды, тем ниже по склону они расположены. Пагоды не реставрируются, они частью разрушены, частью разграблены, но статуи Будды и барельефы сохранились. Можно отыскать и вовсе не тронутые временем и грабителями образцы древнего искусства. За полкилометра до храмовой горы под колоннадой XVIII века лоточники продают очень дешевые сувениры.
Озерная природа как-то мистически красива. На закате солнце падает за горы, но темнеет не сразу. Горы в золоте, их восточные склоны озарены невидимым уже солнцем, а вода наливается синевой. Ночью лунные пейзажи Инле кажутся нереальными. Облачное небо, черная гладь воды, контуры гор и деревьев, звезды, ленивые плески рыбы, крики ночных птиц и полное умиротворение.


Оценка страницы

0,00

    Голосов

    Оценить     (Все результаты)
Курс компании
10.06.2023

1 USD = 84,2945 руб.

1 EUR = 90,7858