Хо Па Кео (Ho Pra Keo)

Будучи когда-то королевским храмом, построенным специально для знаменитого Изумрудного Будды, Хо Па Кео сегодня является Национальным музеем религиозного искусства. Он находится примерно в 100 м к юго-востоку от Ват Сисакета.

Согласно лаосским хроникам, этот храм первоначально был построен в 1565 г. по приказу короля Сеттхатхирата, который наследуя трон Лансанга, перенес столицу из Луангпрабанга во Вьентьян и привез с собой так называемого Изумрудного Будду ("Па Кео" по-лаосски означает "Драгоценный образ Будды" - статуя действительно сделана из цельного камня жадеита). Ват Па Кео также служил личным местом молитв Сеттхатхирата. После столкновений с лаосцами в 1779 г. сиамцы украли Изумрудного Будду и поместили его в Ват Пракео в Бангкоке. Позднее, во время сиамо-лаосской войны 1828 года вьентьянский Ват Па Кео был разрушен.

Храм был заново восстановлен с помощью французов в 1936-1942 годах и, как считают, точно соответствует первоначальному плану. Однако "оригинальный" план XVI века не имеет ничего общего со своим современником, имеющим ужасное сходство с симом XIX века в бангкокском стиле. Пол и главная деревянная дверь южного придела с ангелами, вырезанными горельефом и напоминающими ангкорских апсар, являются единственно уцелевшими от первоначального здания.

Кроме этого, сегодняшний Хо Па Кео впечатляет главным образом своим размером. Орнамент рококо вверху и внизу каждой двери, окнах и у основания выглядит незаконченным. Наряду с десятком известных скульптур здесь хранятся и несколько самых лучших образцов буддийской скульптуры, найденных в Лаосе,  которые выставлены на внешней террасе. Они включают каменного Будду в стиле дваравати, датируемого VI-IX веками; несколько стоящих и сидящих бронзовых Будд в лаосском стиле, включая Будд в позах "Призывающего дождь" (стоящий с руками по бокам), "Предлагающего защиту" (ладони, вытянутые вперед) и "Созерцающего Древо просветления" (руки скрещены на запястьях спереди); и коллекцию стел с надписями на лаосском и монском языках. У большинства лаосской бронзы отсутствует ушниша (на санскрите дословно — тюрбан, повязка. В буддизме - это выпуклость на макушке головы, являющаяся символом достигнутого просветления. В тайском и лаосском буддизме она изображается в виде языка пламени).

Внутри сима находится еще больше буддистских скульптур (включая деревянную копию Пхабанга), несколько кхмерских стел, различная деревянная резьба, манускрипты на пальмовых листьях и бронзовый барабан-лягушка. Бронзовый Будда "Призывающий дождь" XVII века - высокий и изящный, особенно красив. Также уникальной является статуя Будды вьентьянского стиля XVII в. в "европейской позе" - с ногами свешенными вниз, как если бы он сидит на стуле. Служители укажут вам на самые интересные экспонаты.

Сим окружен живописным садом, где находится один каменный кувшин из Долины Кувшинов.

Вернуться в оглавление "Что? Где? Когда?"


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)
Курс компании
30.05.2023

1 USD = 81,6566 руб.

1 EUR = 87,6193