Ват Пу (Wat Phu)

Государства, занимавшие террито­рию Индокитайского полуострова в V-VH веках, исповедовали индуизм, пришедший из Индии. Важной тра­дицией индуистской архитектуры яв­ляется соблюдение культа священной горы Меру, впоследствии перенятой и кхмерскими королями. Чамы (народ, населявший территории современно­го среднего и южного Вьетнама), одни из самых стойких последователей индуизма в регионе, не могли обойти вниманием гору линги, мужского на­чала - Лингапарвату.

В конце V века на одном из склонов горы они начали возводить храм, известный как ват Пу. Старания древних мастеров было от­мечено ЮНЕСКО в 2001 году.

Ват Пу, наряду с Пре Вихеа (Preah Vihear), относится к ранним кхмерс­ким культовым постройкам и свиде­тельствует о смешении анимистичес­ких представлений и культа предков, поклонение которым совершалось на вершинах, с индуизмом. Позднее с принятием в Камбуджадеше буддизма как государственной религии ват Пу был частично перестроен. В доминирующем над всем сооружением храме была установлена статуя Будды. 

Ещё с противоположного берега Ме­конга, от переправы, в глаза бросает­ся покрытая лесом громада горы Пу Басак (1416 м). согласно надписям на камнях, расположенного на ней мо­настыря, известная также как Линга-парвата. На её склоне, обращенном к Меконгу, аккуратно вписан в природ­ный ландшафт комплекс ват Пу - цель долгой поездки.

Въехав на территорию ват Пу, пра­вильнее бы было пройти весь путь пешком, дабы прочувствовать те ощу­щения, которые по замыслу архитек­торов должен был испытать пришед­ший. Но идти по жаре или под дождём лишние шестьсот метров, на которые вытянулся искусственный бассейн, при наличии транспорта мало кто ре­шается. К тому же от кассы до главного святилища расстояние немалое-1.300 метров и подъём на высоту в 50 мет­ров (16- 18-этажный дом), а ведь ещё идти обратно. Стоя на краю бассейна (кхмеры называют его барай), даже не верится, что медленное развитие ан­самбля храма затем перейдёт в резкий подъём, вызывающий головокружение и отдышку. На противоположной стороне барая устроена небольшая парковка с кафе, откуда, собственно, вам и предстоит совершить восхождение. По централь­ной оси комплекса идёт каменная до­рога, ограниченная столбиками, на­поминающими фаллические символы. Это самый длинный, из всех кхмерских сооружений, подход к храму (250 м). к тому же и старейший. Камням пятнад­цать веков! Углубления в земле, по обе стороны от дороги, в сезон дождей пре­вращаются в водоёмы.

Идя по каменным плитам дороги, боясь споткнуться о выступающие углы блоков, так и не сравнявшие­ся за века, поднимаешь взгляд на два симметрично расположенных комп­лекса зданий на взгорке. Их называют дворцы. Бывавшим в Ангкоре их очер­тания покажутся очень знакомыми. В этом нет ничего удивительного, ведь Ангкор строили, используя опыт Чам-пасака. Можно даже развить полемику на тему, что сооружения ват Пу - проба пера кхмерских архитекторов. Подня­тые на каменные террасы галереи об­разуют квадраты. Ближние строения -галерейные залы, обращены фасадом к главной дороге, дальние в виде буквы «П» замыкают внутренний двор.

Начинающуюся череду пока неболь­ших лестниц ограничивают остатки каменных перил. За левыми виден небольшой полуразрушенный храм, павильон Нанди (Nandi), к которому можно было бы не идти, если бы не одно обстоятельство. За ним, в густых зарослях травы, у подножия холма, можно найти каменные плиты, ухо­дящие вдаль. Это наиболее доступные для осмотра остатки древней мощёной дороги в столицу империи кхмеров -Ангкор, связывающей все главные хра­мы, форпосты империи.

Вернёмся назад, на главный путь, к большому дереву у подножия крутой лестницы, разрушающему вековые конструкции.

Древние архитекторы, словно пони­мая необходимость передышки перед последним, самым сложным, но на­иболее благодарным участком пути, устроили площадку с шестью мини-храмами, не сохранившимися. Чтобы подняться на главную террасу комп­лекса, предстоит взойти по полуразру­шенным, истёртым, покосившимся от проливных дождей ступеням.

По мере преодоления последних метров пути, впереди, из-за горизонта последних ступеней начинают появ­ляться изогнутые обрамления крыши, затем главный портик, позже блеснёт золотом статуя небожителя и лишь по­том предстанет, полностью заполняя пространство, ажурная форма глав­ного святилища ват Пу. (Как нельзя кстати, вездесущие продавцы воды, с не пропадающей усмешкой взирают на взмокших туристов.)

Главное святилище - крестообраз­ный прасат с трёхнефным залом и предшествующим им вестибюлем. Вестибюль, он же галерея, украшен привычными для кхмерского искусст­ва скульптурами деват - женских бо­гинь, более известных как апсары.

Справа от храма, в нескольких де­сятках метров, сохранились следы ин­дуистского святилища - высеченные в камне крокодил и слон. Остаться здесь в одиночестве, удовольствие не из при­ятных, алтарь словно тянет к себе, пы­таясь поделиться бедами, выговорен­ными тысячами, если не миллионами верующими.

Вернувшись к лестнице, перед спус­ком, посмотрите ещё раз на прости­рающую внизу перспективу - храм, бараи и где-то вдалеке жёлтые воды Меконга.

В феврале, в полнолуние третьего лунного месяца, ват Пу становится главным действующим местом праз­дника приношения даров - Мака буса (Makha Busa). В Чампасаке в это время заняты все спальные места, а прилега­ющие земли покрываются палатками. Днём проводятся соревнования с учас­тием слонов, быков и петухов, везде звучит музыка. Наиболее яркое зрели­ще - длинная вереница монахов с за­жжёнными свечами, плавно текущая по холмам, занимающим храм.

 

Вернуться в оглавление "Что? Где? Когда?"


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)
Курс компании
24.03.2023

1 USD = 77,8333 руб.

1 EUR = 84,8081