В конце V века на одном из склонов горы они начали возводить храм, известный как ват Пу. Старания древних мастеров было отмечено ЮНЕСКО в 2001 году.
Ват Пу, наряду с Пре Вихеа (Preah Vihear), относится к ранним кхмерским культовым постройкам и свидетельствует о смешении анимистических представлений и культа предков, поклонение которым совершалось на вершинах, с индуизмом. Позднее с принятием в Камбуджадеше буддизма как государственной религии ват Пу был частично перестроен. В доминирующем над всем сооружением храме была установлена статуя Будды.
Ещё с противоположного берега Меконга, от переправы, в глаза бросается покрытая лесом громада горы Пу Басак (
Въехав на территорию ват Пу, правильнее бы было пройти весь путь пешком, дабы прочувствовать те ощущения, которые по замыслу архитекторов должен был испытать пришедший. Но идти по жаре или под дождём лишние шестьсот метров, на которые вытянулся искусственный бассейн, при наличии транспорта мало кто решается. К тому же от кассы до главного святилища расстояние немалое-
Идя по каменным плитам дороги, боясь споткнуться о выступающие углы блоков, так и не сравнявшиеся за века, поднимаешь взгляд на два симметрично расположенных комплекса зданий на взгорке. Их называют дворцы. Бывавшим в Ангкоре их очертания покажутся очень знакомыми. В этом нет ничего удивительного, ведь Ангкор строили, используя опыт Чам-пасака. Можно даже развить полемику на тему, что сооружения ват Пу - проба пера кхмерских архитекторов. Поднятые на каменные террасы галереи образуют квадраты. Ближние строения -галерейные залы, обращены фасадом к главной дороге, дальние в виде буквы «П» замыкают внутренний двор.
Начинающуюся череду пока небольших лестниц ограничивают остатки каменных перил. За левыми виден небольшой полуразрушенный храм, павильон Нанди (Nandi), к которому можно было бы не идти, если бы не одно обстоятельство. За ним, в густых зарослях травы, у подножия холма, можно найти каменные плиты, уходящие вдаль. Это наиболее доступные для осмотра остатки древней мощёной дороги в столицу империи кхмеров -Ангкор, связывающей все главные храмы, форпосты империи.
Вернёмся назад, на главный путь, к большому дереву у подножия крутой лестницы, разрушающему вековые конструкции.
Древние архитекторы, словно понимая необходимость передышки перед последним, самым сложным, но наиболее благодарным участком пути, устроили площадку с шестью мини-храмами, не сохранившимися. Чтобы подняться на главную террасу комплекса, предстоит взойти по полуразрушенным, истёртым, покосившимся от проливных дождей ступеням.
По мере преодоления последних метров пути, впереди, из-за горизонта последних ступеней начинают появляться изогнутые обрамления крыши, затем главный портик, позже блеснёт золотом статуя небожителя и лишь потом предстанет, полностью заполняя пространство, ажурная форма главного святилища ват Пу. (Как нельзя кстати, вездесущие продавцы воды, с не пропадающей усмешкой взирают на взмокших туристов.)
Главное святилище - крестообразный прасат с трёхнефным залом и предшествующим им вестибюлем. Вестибюль, он же галерея, украшен привычными для кхмерского искусства скульптурами деват - женских богинь, более известных как апсары.
Справа от храма, в нескольких десятках метров, сохранились следы индуистского святилища - высеченные в камне крокодил и слон. Остаться здесь в одиночестве, удовольствие не из приятных, алтарь словно тянет к себе, пытаясь поделиться бедами, выговоренными тысячами, если не миллионами верующими.
Вернувшись к лестнице, перед спуском, посмотрите ещё раз на простирающую внизу перспективу - храм, бараи и где-то вдалеке жёлтые воды Меконга.
В феврале, в полнолуние третьего лунного месяца, ват Пу становится главным действующим местом праздника приношения даров - Мака буса (Makha Busa). В Чампасаке в это время заняты все спальные места, а прилегающие земли покрываются палатками. Днём проводятся соревнования с участием слонов, быков и петухов, везде звучит музыка. Наиболее яркое зрелище - длинная вереница монахов с зажжёнными свечами, плавно текущая по холмам, занимающим храм.
1 USD = 77,8333 руб.
1 EUR = 84,8081
+7 (495) 363-53-40