Ват Манолом (Wat Manorom), Ват Май Суванапумарам (Wat May Souvanhaphoumaram), Ват Сипуттабат (Wat Siphoutthabath), Ват Тат Луан (Wat Tat Luang)

Манолом (wat Manorom) является самым старым, из сохранившихся городских монастырей (1375 г.). В симе монастыря находится двухтонная статуя Будды, отлитая по приказу короля Самсентаи, сына Фа Нгума, в 1372 году. Создана статуя была не для Манолома, но установить, где она была раньше, невозможно. Точно известно, что в 1920 году её вытащили из зарослей кустарника, где она валялась продолжительное время.

Ват Май Суванапумарам (Wat May Souvanhaphoumaram)

Постройка датируется 1796 годом. Здесь после последнего возвращения в Лаос в 1839 году (некоторые источники говорят о 1867 годе), на алтаре стояла статуя Пра Бан, доступная для всеобщего обозрения. В 1947 году её скрыли от глаза простого народа, укрыв в королевском дворце. Ныне монастырь, благо площадь территории позволяет, часто используется для проведения религиозных церемоний и фестивалей. Знающие жизнеописание Будды надолго останутся перед фасадом главного сима. На нём изображено крайне редкое повествование: сцены одного из последних перевоплощений Будды – Вейсантары.

Ват Сипуттабат (Wat Siphoutthabath)

«Храм дивного отпечатка стопы Будды» - имеет не только романтическое название, но и состоит из трёх частей – трёх небольших монастырей, объединённых в единое целое. С художественной точки зрения, это типичный образец позднего луангпрабангского стиля, когда стало преобладать декоративное излишество. Посмотреть работу мастеров XIX века, конечно, интересно, но любителей загадок привлекает не это. Их цель – одна из частей комплекса – ват Пакхе (кхе – вид деревьев), точнее, резной рисунок на дверях, изображающий иностранца, на дверях буддистского храма, в одном ряду с Буддой и мифологическими существами! И, как утверждают некоторые источники, это первый иноземец в Лаосе, голландец ван Вустхофф. Француз Фрэнсис Гарнье, побывавший здесь в 60-х годах XIX века с захватнической экспедицией, также опознал на изображении европейца, назвав в своих записях пагоду голландской.
В действительности на южных дверях храма, смотрящих на Пуси, размещены две фигуры в почти зеркальном отражении, в одежде, напоминающую костюмы голландцев в период их морского владычества. Широкополые шляпы с перьями, длинные кафтаны с широкими кружевными воротниками явно выбиваются из привычных Азии фигур буддистского пантеона. На противоположных дверях ещё две фигуры в европейских костюмах. И пусть даже история не сохранила портрета ван Вустхоффа, но подсознание сразу говорит, что изображён именно он. Еще более убеждаешься в своём предположении, найдя записи, о его действительном посещении Вьентьяна в 1658 году. Вустхофф, узнав от торговцев смолой о существовании богатого королевства, поднялся из Пномпеня на лодках, был принят королём и быстро
спроважен обратно. Однако всё не так. Вустхофф ни разу не был Луангпрабанге, это раз. Вряд ли его визит оставил столь глубокий след и сохранил детали его костюма в памяти лаосских монахов, что спустя двести (!) лет его решили в деталях воспроизвести на дверях нового монастыря.
Это два. Ну, а третий факт вновь подкидывает история. Король Шантарата в 1861 году обратился к Китаю с просьбой оказать помощь в освобождении страны от Сиама. Приём, оказанный послам китайскими мандаринами в Кунмине, как раз и оставил благоприятное впечатление на короля. По его распоряжению китайцы и должны быть изображены на дверях. Но резчик, выполнявший работу, никогда не видел китайских вельмож. Зато из поездки послы привезли распространённые тогда в Китае картинки, изображающие «знатных заморских людей» – европейцев. Скорее всего, именно они и вдохновили мастера, изобразившего «китайских мандаринов».

Ват Тат Луан (Wat Tat Luang)

В самом названии заложено высокое значение: луан – королевский. Стены сима монастыря не расписаны узорами, не имеют декоративных конструкций – они чисто белые, словно украинская мазанка. Лишь окна и двери сима архитектор выкрасил в чёрный цвет, нанеся золотые рисунки. За лаконичной красотой скрывается великое предназначение – погребальный храм королевской семьи. Именно поэтому большую часть года здесь тихо, а служители с укоризной смотрят на непрошенных гостей. Храм построен в 1818 году во время правления короля Мантатурата (Manthaturat). Останки короля Сисаванвона захоронены в большой почерневшей от времени четырёхгранной ступе (1910 г.), украшенной выцветшими керамическими изразцами. Она расположена за алтарной частью сима. Тат, перед входом в сим, возведён во время строительства монастыря.

Вернуться в оглавление "Что? Где? Когда?"


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)
Курс компании
11.12.2016

1 USD = 64,5689 руб.

1 EUR = 68,5528