Ват Сиентон (wat Xieng Thong) Золотой монастырь

Монастырь, находящийся на север­ной оконечности города, недалеко от впадения реки Кан в Меконг, яркий образец лаосской архитектуры, откры­вающий вереницу культовых построек города в прямом и переносном смысле. Это один из самых почитаемых монас­тырей города и самая древняя из со­хранившихся построек. Заложенный в 1560 году, в период правления Сетта-тирата, в знак увековечивания памя­ти основателя города, торговца Чан-тапанита, ставшего первым королём Сиендон-Сиентона, единственный, архитектурный ансамбль, избежав­ший погромов и пожаров.

Избежал он и самого жестокого набега китайских отрядов «чёрных флагов» 1887 года, благодаря (хотя в данном приложении это звучит цинично) их предводителю, выбравшему ват своей штаб-кварти­рой. По воле случая, новый владелец монастыря в молодости в нём принял постриг.

Ват Сиентон долгое время служил местом коронации лаосских королей и проведения государственных тор­жественных мероприятий. Монастырь обладает крупнейшей библиотекой записей и книг эпохи государств Лан­сан и Луанпабан. Вплоть до середины прошлого века ей мог пользоваться практически любой человек, чем не преминули воспользоваться французы и выкрасть много ценных рукописей.

Духовный и архитектурный центр монастыря сим под трёхъярусной крышей, притягивающей взор посети­теля. Высокая, слегка вогнутая двух­скатная черепичная крыша состоит из трёх наслаивающихся друг на дру­га частей. Ближе к верху изгиб скатов усиливается, доходя до почти прямого, по отношению к земле, угла. Коньки каждой крыши украшают мифические змеи-наги. Нижняя же часть крыши настолько близко подходит к земле, что создаёт впечатление, будто сим врос в землю, визуально уменьшая его размеры.

Для знакомства с симом Сиентона встаньте на осевой линии метрах в 20 от главного входа. Отсюда открывает­ся абсолютно иной вид - утолщённые бока в середине, разделённый колон­нами вход и арки, украшенные дико­винной резьбой, незаметной с других углов обзора. Если медленно продви­гаться к входу, создаётся ощущение, что по-стройка уменьшается, превра­щаясь в лёгкую веранду с четырьмя колоннами. Величие и одновременная лёгкость - вот чего добивался неизвес­тный нам архитектор. Сняв обувь у де­ревянного настила, пройдите внутрь, в освещаемый солнечными лучами, проникающими через тринадцать ши­роких окон и дверей, единственный зал сооружения. Несколько мгновений спустя, глаза, ослеплённые золотом на входе, привыкнув к полумраку, найдут статую сидящего Будды.

Находясь внутри сима или на терри­тории монастыря, не чувствуешь дав­ление на себя, на собственное Я. Это одна из главных особенностей соору­жений луанпабанского стиля - ват для лаосца дом, а не место, куда приходят в гости к мудрейшему учителю. Здесь нет давления на психику, нет большо­го числа комнат, длинных коридоров и террас, нет грозных божеств и всего того, что заставляет человека почувст­вовать себя ничтожным. Очнувшись от обволакивающего блаженства про­хладного полумрака сима, пройдите на улицу через дверь в середине зала.

Обойдя хо таи, известную также как красная пагода, посмотрите на кра­сочный настенный орнамент тыльной стороны сима Ксентон. Дерево, павли­ны, совы - попробуйте сосчитать всех персонажей, изображённых на фреске, обрамлённой расписными колоннами и двумя резными дверьми с позоло­ченными барельефами. Несомненно, понравятся вам и слоны на основании сима, и рисунки золотой краской на его невысоких чёрных стенах, прячу­щихся за низкой крышей.

Небольшой розовый домик хо таи, библиотека вата, с трёхуровневой кры­шей, скрывает от праздных глаз изоб­ражение Будды в редкой для страны позе - впадения в нирвану. Бронзовая статуя, отлитая по приказу Сеттитара-та в 1569 году, имеет несколько цемент­ных заплат, последствий её путешест­вия на выставку в Париж и хождения по коллекциям французских губерна­торов. Но если формы статуи вдохнов­ляют лишь ценителей, то мозаичные рисунки, покрывающие внешние сте­ны, завораживают любого. Рисунки изображают сцены из старинной лаос­ской легенды о неком Сьео Савате. Это единственная иллюстрация поэмы, передающая сцены из прошлого стра­ны, заставляет перекраивать расписа­ние дня, чтобы часами рассматривать сцены быта, охоты, рыбной ловли, полевых работ... В общем, оторваться сложно, крайне сложно. Мозаика, не­свойственная буддизму хинаяны и ла­осскому искусству, появилась на сте­нах библиотеки сравнительно недавно, в 1957 году, по случаю 2.500-летней годовщины со дня рождения Гаутамы Шакьямуни.

Высокое здание через площадь на­против, поражающее блеском высоко­го позолоченного фасада-королевская усыпальница. Её окна всегда закрыты ставнями с изысканными барельефа­ми, достойными того, чтобы обойти здание со всех сторон. Внутри усы­пальницы стоит красно-золотая ко­лесница с урнами, содержащими прах членов королевской династии. Окру­жающие её разнообразные статуи Буд­ды, слоновьи седла и прочая религиоз­ная утварь (и их состояние) несколько снижают значение помещения. Урны с прахом королей Лансана находятся на другой оконечности города, в вате тат Луана.

После выхода из вата к Меконгу (смотря на главный вход в сим, напра­во) в глаза сразу бросается широкая ка­менная лестница, ведущая вниз, туда, где высаживались все прибывшие в го­род в средние века. Сегодня здесь одна из пристаней длиннохвостых пирог, отправляющихся в пещеры Пак У.

Ват Сиентон - жемчужина королев­ской столицы, требующая пристально­го внимания; обязательно осмотрите её дважды, на восходе и на закате.

 

Вернуться в оглавление "Что? Где? Когда?"


Оценка страницы

10,00

    Голосов

1

    Оценить     (Все результаты)
Курс компании
27.03.2023

1 USD = 77,9769 руб.

1 EUR = 84,0401