Архитектурно-парковой ансамбль Сучжоу

Традиционное садово-парковое искусство Китая, которое ставит своей целью воссоздание естественного ландшафта в миниатюре, в наши дни может быть наилучшим образом проиллюстрировано на примере девяти садов в историческом городе Сучжоу. Они являются общепризнанными шедеврами подобного жанра. Сады, датируемые XI–XIХ вв., своей тщательной разработкой подтверждают важность опоры на естественную красоту в китайской культуре.

Садово-парковая архитектура Китая, имеющая длительную историю, уникальна в садово-парковом искусстве. Первый дворцовый сад в Китае появился в период династии Чжоу (1122 – 249 г. до н.э.). Вслед за этим в столицах и больших городах Китая стали создавать садово-парковые ансамбли. Разнообразные городские сады и парки Китая занимают достойное место среди трех систем садово-парковой культуры мира.

Садово-парковые архитектурные ансамбли Китая обладают гибкой концепцией. В них слилась воедино рукотворная красота с природным изяществом, сложился чудесный оригинальный синтез. Архитектурный садово-парковый ансамбль отвечает всем законам природы и даже превосходит их. В нем красота природы стоит на первом, главном месте.

Китайские садово-парковые ансамбли делятся на две довольно отличающиеся друг друга школы: величественный императорский парк и небольшие частные сады. В структуру ансамбля китайского парка обычно входит терем, башня, беседки, павильоны, галереи, искусственные горки, озера и пруды. Китайский сад обычно делится на три перспективы: верхнюю (Владение миром), среднюю (Предел небожителей) и нижнюю (Предел естественности).

Великий мудрец Китая Конфуций в своих воззрениях призывал исходить из реальной действительности и чувства социальной ответственности, обращал большое внимание на важную роль и политическое значение нравственной этики. В своем учении Конфуций также делал большой акцент на осмыслении идеи "владения миром" при создании садово-паркового ансамбля. Перспектива "Владение миром" присутствует во многих императорских садах, например, в знаменитом императорском парке в Пекине -- Юаньминъюань.

Перспектива "Предел небожителей" отвечает идеям китайского даосизма, то есть идее пребывания в покое и безразличии. Такая форма присутствует и в императорских парках. Например, парк Юаньминъюань в Пекине, даоский храм Гучан на горе Цинчэн в провинции Сычуань и т.д.

Под влиянием произвольного стиля живописи "сеи" (вольный стиль) в садово-парковых композициях все более значительное место отводилось искусству живописи – это и есть "предел естественности", то есть то, что проявляется, главным образом, в парках древних литераторов, таких как парк беседки "Цанлантин" Су Шуньциня и сад "Дулэюань" Сыма Гуана.

Китайские садово-парковые ансамбли, отличаясь от классических европейских с их геометрически правильными формами и лучами аллей, стремятся к единению с природой, чтобы рукотворная и природная красота слились в неразделимое целое.

Садово-парковые ансамбли Сучжоу, которые в 1997 году были включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, в полной мере отражают художественный стиль садово-парковой архитектуры Китая. До наших дней дошли десятки старинных парков и садов Сучжоу. Особенно известны такие сучжоуские сады, как Чжочжэнъюань, Лююань и Шицзылинь. В сучжоуских парках органично соединены в единое целое беседки, павильоны, терема и башни, а также искусственные горки, водоемы, цветники и деревья. Сучжоуское садово-парковое искусство достигло высокого уровня и в орнаментике жилых построек, и в сочетании архитектурных красот с естественностью природы. Этим творениям принадлежит особое место в развитии не только садово-паркового искусства Китая, но и всего мира.

Вернуться в оглавление "Что, Где, Когда?"


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)
Китай
Курс компании
06.12.2016

1 USD = 65,2027 руб.

1 EUR = 69,1213