17.04.12 Японская чайная церемония - труд или развлечение

Сама по себе чайная церемония существует в Японии с середины 15-го века. Первоначально это была попытка уйти от тягот и забот бренного мира в обстановку тишины и покоя. Основоположник этого ритуала – мастер Мурато Сюко – сформулировал четыре основных его принципа: гармония, почтительность, чистота, покой. Суть же чайной церемонии выражается самурайским изречением: «Итиго, итиэ», что означает «Одна жизнь, одна встреча». Смысл этой фразы заключается в том, что каждый момент жизни неповторим и прекрасен. Он неуловим. Каждое мгновение от нас что-то уходит, и это «что-то» - наша жизнь.

В специальную чайную комнату (или домик) проходят по камням маленького японского сада. Эти камни означают переход из земного мира в мир Будды. Одетые в кимоно гости не могут идти быстро (шаг в кимоно приблизительно 30 см). Это позволяет им не спеша полюбоваться садиком и создать определенный настрой отрешенности.

Сейчас лишь в специальных чайных домиках, где на церемонию собираются истинные знатоки и любители, сохранились традиционные входные «лазы» в чайную комнату. Именно «лазы», поскольку отверстие в стене размером 60х60 см, дверью назвать трудно. Такой необычный доступ имел свое объяснение: низкий поклон перед проникновением внутрь уравнивал гостей, независимо от ранга и чина и, кроме того, приходилось отстегивать длинный самурайский меч и оставлять оружие за порогом. После того, как гости вошли в комнату, они должны осмотреться и отдать должное оформлению комнаты, восхититься икебаной и каллиграфическим свитком, находящимися в специальной нише «токонома».

Гости рассаживаются в позе «сэйдза», поджав под себя пятки, и ждут своей очереди выпить чашку чая. Перед тем, как выпить чай, гость съедает специальную приторную японскую сладость из риса и соевых бобов. Это действительно очень важно, поскольку чай очень горький, а контраст вкусов создает необходимую гармонию. Ни в коем случае не пьют чай вприкуску со сладостями, как это принято у нас!

Хозяин готовит чай отдельно для каждого гостя, соблюдая сложные правила ритуала. Гостям тоже отводится определенная роль в этом спектакле. Гость обязательно берет чашку правой рукой, перемещает ее в левую ладонь и поворачивает по часовой стрелке на 90 градусов, любуясь узором . Чай выпивается в три глотка, при этом хорошим тоном считается последний глоток сопроводить протяжным «хлюпом», что выкажет полученное вами удовольствие. Конечно же церемонии, проводящиеся в публичных местах, намного упрощены. Вся процедура займет у вас от силы минут десять. «Сэнсею», выполняющему роль хозяина, помогают ассистенты, которые по очереди готовят чай. Но даже при таком «туристическом» варианте все равно удается почувствовать атмосферу того, что вы участвуете в определенном таинстве: ведь чай не наливают из большого чайника, ваш чай готовят исключительно вам и подносят его с должным почтением, как важному гостю.

Не знаю, как мы должны относиться к этому ритуалу. Я, например, с удовольствием выпиваю чашечку такого чая пару раз в году, но согласна участвовать в этом представлении только в качестве гостя и только в упрощенном варианте. Один раз мне довелось принять участие в настоящей чайной церемонии, проводимой в чайном домике профессором от чая по всем правилам. Его ассистентами были тоже чайные спецы, да и гости были в большинстве не простые – эдакие чайные «супервайзеры». Уже и не вспомню, каким боком меня туда занесло, но упаси меня Господь от еще одной такой процедуры! Чтобы понять меня, попробуйте сесть на полу на пятки, поджав под себя ноги, и просидеть так, не двигаясь, часа полтора. Уже через пять минут я ощутила полнейший дискомфорт, через десять поняла, что у меня начинается гангрена обеих нижних конечностей и в конце-концов завалилась на бок. Мое телодвижение было встречено с легким осуждением, хотя и с пониманием. Через несколько минут мне пришлось перевалиться на другой бок. Потом такие перекатывания я осуществляла все чаще и чаще, однако и они уже облегчения не приносили. И это все только ради того, чтобы выпить чашку чая! Правда, если основная суть чайной церемонии состоит в отрешении от земных забот, то в этом смысле цель была достигнута – ничто не волновало меня в тот момент, кроме как уйти оттуда на своих ногах. 

Японская чайная церемония, безусловно, заслуживает интереса, но только лишь как часть другой культуры. Это лично мое мнение, я на нем не настаиваю, однако эти люди придумали и развили этот ритуал в соответствии со своим менталитетом и историей. Сдержанность и внутреннее самосозерцание – это часть их души, это стало потребностью. Я думаю, что наши «кухонные» посиделки за чашкой чая с клубничным вареньем, баранками и бесконечными разговорами допоздна очищают нашу душу, не хуже японской. Мы же действительно другие! Мы, в отличие от японцев, любим поспорить, пошуметь, и никуда от этого не денешься. Пусть же всегда будет русский самовар – часть русской чайной церемонии!

Источник

Похожие материалы

Пять главных адресов детского счастья

Весь мир крутится вокруг них. Только чтобы они больше смеялись, громче визжали и могли поноситься с космической скоростью. И они смело летят вниз с мн...

Подробнее

Ниндзя - мастера шпионажа!

Ниндзя в буквальном переводе значит "лазутчик". Ниндзя - исскуство шпионажа. Прошедшие сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подгото...

Подробнее

Мысли человека о чае.

Немного размышлений после термосика хорошего чая... )))...

Подробнее

Непал. Живая Богиня - Кумари.

Кумари, или Кумари Деви (неп. «девочка») — живое индуистское божество в Непале. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ...

Подробнее

Интересные факты об Азии.

Азия - самая большая часть света! Ее площадь больше площади луны....

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

9,00

    Голосов

4

    Оценить     (Все результаты)