21.12.11 НА ЭТО СМОТРЯТ АНГЕЛЫ И…ТУРИСТЫ

Два города в Испании соперничают между собой. Это столичный Мадрид – город королей и знаменитой мовиды, и блистательная Барселона – город богемы и вечного праздника. Российский турист, выбирая для знакомства или отдыха Испанию, чаще всего попадает в Каталонию. Из её столицы Барселоны лежит путь на песчаные пляжи Коста-Брава и Коста-Дорада, на горнолыжные трассы Пиренеев или в полные очарования старинные города – Жирону, Тарргону, Лериду, Бланес – с их средневековыми соборами, уютными отелями и приветливыми жителями.

Архитектурная столица

         Барселона – город, где воздух пропитан дыханием моря, напоен солнцем и ароматами Средиземноморья. Здесь кипят страсти и буйствуют краски, готика средневековья контрастирует с архитектурным модерном,  современные бетонно-стеклянные районы соседствуют с кварталами нереально узких каменных улочек. Таинственность сумрачных переулков вытесняется открытостью площадей и многолюдьем бульваров. Смешение культур, народов, традиций, обычаев такое, что кружится с непривычки голова. И чем больше вникаешь в них, стараясь разобраться, тем большее головокружение гарантировано.

        Каталония со столицей Барселоной с давних времен развивалась обособленно от остальной Испании. Каталонцы любят подчёркивать свою особость и самостоятельность по каждому удобному и неудобному поводу. Всё идёт от арагонских королей, бывших барселонских графов. В ХIV веке в результате  успешных военных походов они завладели Сицилией, Сардинией, Неаполем, Корсикой, Константинополем, Афинами и другими землями. Благодаря завоеванным трофеям и расширению жизненного пространства, Каталония жила богато и независимо, поклоняясь искусству, превознося просвещение,  созидая фундаментальную архитектуру. Готический квартал, возникший  в Барселоне на месте римского поселения,  до сегодняшнего дня удивляет основательностью построек, мощью стен  и вычурностью украшений старинных зданий и соборов. Второй не менее   значительный взлёт Каталония пережила в ХIХ веке, что дало толчок новым побегам на древе искусств. Всё, чем славна Испания в наше время, пошло от тех побегов. Многие звёзды мировой культуры ХХ столетия родились и выросли в Каталонии или большую часть жизни были связаны с её землёй. Кто-то из них и сейчас живет и работает здесь. А.Гауди, Ж.Миро, С.Дали, П.Пикассо, П.Казальс, М.Кабалье, Х. Каррерас, А. Тапиес – их  судьбы не отделимы от Каталонии.

        Однако, в первую очередь,  Барселона расцвела благодаря архитектуре и градостроительству, бесспорно, став архитектурной столицей страны.  Каждая эпоха строила здесь поверх предыдущей, один стиль растворялся в другом или вытеснялся им. Везде, куда ни глянь, невероятная смесь форм и красок, за каждым углом поджидает  открытие. Любуясь панорамой каталонской столицы с верхних точек, например, с горы Монжуик, можно заметить специфику планировки Барселоны – кварталы центра имеют вид прямоугольных ячеек, у которых срезаны углы. Когда-то так делали для предотвращения столкновений конных экипажей на перекрёстках. Хитроумность обернулась провидением:  подобная конструкция  вмещает больше машин, чем  в традиционном случае.    

      Под  небом Барселоны выросло более тысячи зданий в популярном в начале ХХ века стиле модерн (арт-нуово). Каждое интересно как самобытный образец архитектуры и инженерной мысли и как произведение высокого искусства. Около полутора сотен из них стали туристическими объектами. И первые среди них – архитектурные творения  Антонио Гауди. Бытует мнение, что творческое наследие этого гения архитекторы насчитывает от 9 до 18 произведений. На самом деле им выполнено  около 75 заказов.  К сожалению, практически весь архив мастера и выполненные им гипсовые макеты погибли 20 июля 1936 года в огне Гражданской войны.

Гений архитектуры

       В 31 год начинающий архитектор Антонио Гауди-и-Корнет  приступил в качестве руководителя к работе над главным проектом своей жизни – Храму искупления грехов Святого Семейства, чаще называемого Собор Саграда Фамилиа. Молодой человек к тому моменту был известен как одарённый мастер. Уже его первая самостоятельная работа – чугунные осветительные фонари –  поразила учителей. Шестирожковые канделябры со шлемом Меркурия наверху освещают по сей день знаменитую Королевскую площадь в Барселоне, где когда-то  королевская чета – Фердинанд  и Изабелла – отмечала с небывалым торжеством историческое возвращение  из плавания в Америку Колумба.

       Выпускник  факультета точных наук Барселонского университета и Школы архитектуры Антонио Гауди был прекрасно образован. По математическим дисциплинам, и особенно по любимой геометрии, имел всегда отличные оценки. Кроме родного каталонского языка, конечно, владел кастильским (испанским), хотя, будучи ярым патриотом,  говорить предпочитал по-каталонски. Немецкий знал  настолько свободно, что цитировал наизусть целые главы из поэм Гёте. Читал запоем. Книги по архитектуре на французском языке были испещрены его пометками по-французски. Немного подводило слабое знание английского. Но основные труды, к счастью, переводились на французский и каталонский. Юноша тщательно изучал научные описания и фотографии мировых архитектурных шедевров – индийских и камбоджийских храмов, египетских и майянских пирамид, памятников Персии и Ассирии, Китая и Японии, его восхищали выдолбленные в скалах постройки Каппадокии и Петры.

        Блестящим образованием Антонио был обязан своему отцу Франсиско, меднику по профессии.  Франсиско  виртуозно владел ремеслом изготовления медной посуды, что принесло ему неплохое состояние и уважение среди жителей родных мест. На всю жизнь запомнил Гауди удивление, которое вызывало у него в детстве превращение в руках отца плоских медных листов в причудливые формы объёмных сосудов.

         Два каталонских городка в провинции Таррагона – Реус и Риодомс – оспаривают друг у друга честь быть родиной Антонио Гауди.  Реус – город, в предместьях  которого архитектор родился 25 июня 1852 года и пошёл в школу, а городом, где он провел своё раннее детство, стал Риодомс. Именно свою мастерскую и земли в Риодомсе продал Франсиско, чтобы обеспечить учёбу и проживание сына в Барселоне.

         Из Реуса и Риодомса происходит большинство родственников Гауди. Зодчий считал, что все поколения родных, а среди них были купцы, кузнецы, крестьяне, шахтёры, ткачи, котельщики и моряки, дали ему необходимую основу профессии. Он  называл их «людьми пространства и расположения»     

«На это будут смотреть ангелы»

       Собор Саграда Фамилия – символ Барселоны, её архитектурная доминанта. Возведение собора длится с 1882 года – почти 130 лет – и всё ещё не завершено. Тем не менее, причудливые 107-метровые шпили в окружении строительных кранов царят над городом, воплощая его артистический дух  и  прямо-таки сумасшедшую вольность. Увенчаны они не привычными крестами, а скульптурно выполненными розетками, расцвеченными мозаикой из золотистой смальты, осколков битых бутылок, пёстрого фарфора, керамики.  Как-то зодчего спросили, почему для него так важно украшение шпилей, ведь они так высоки, что никто  не разглядит ничего. «На это будут  смотреть ангелы», - вот его ответ.

         Композиция храма, трёх его фасадов полна символики, выраженной в скульптурах группах. Восточный  фасад – Рождественский – посвящён  рождению и детству Христа,  завершён в 1904 году, еще при жизни  автора. Часть скульптур для него доделывал японский мастер Эцуро Сотоо.  Западный фасад – фасад Страстей – связан со страстями  и успением Спасителя. Работу над ним завершал знаменитый Жузеп Мария Субиракс, убеждённый атеист. Современные, угловато-рубленные формы выполненных  им статуй стали контрапунктом текучим творениям Гауди. А северный фасад отдан Славе (Глории)  Господней. Здесь должен быть главный вход. Конца его строительству пока не видно.  Ансамбль из четырёх шпилей у каждого из трёх фасадов – образ апостолов, которых, как известно, двенадцать. Башня в виде зеленеющего кипариса между шпилями с порхающими вокруг белоснежными голубями – условное изображение Христа. Купол, венчающий апсиду собора, символизирует  Деву Марию. Снаружи стены и башни покрыты лепными изображениями стилизованных растений, животных, словами из Библии. Порталы входов, помимо скульптур, обильно декорированы мелкой пластикой. В здании практически нет прямых углов. Все поверхности ориентированы под разными углами. Нефы поддерживаются множеством наклонных колонн. Их верхушки подобны кронам диковинных деревьев в лесу с загадочным источником света, который не просто отыскать: окна скрыты в проёмах между колонн.  12 лет потратил Гауди, чтобы справиться с  проблемой строительства столь необычного нефа, но всё-таки нашёл  новаторское решение.

           Внешность гениального зодчего совсем не соответствовала мощи таланта. Он был физически слаб и болезнен, невысокого роста, со светлыми рыжеватыми волосами  и мягким взглядом ярко-голубых глаз.  Однако его труд  был трудом титана! Сам Гауди, чувствуя грандиозность замысла, превышающего срок человеческой жизни, неоднократно замечал, что его смерть ни в коем случае не должна останавливать строительство Саграда Фамилиа.

          Летним днем 1926 года великий каталонец погиб под только что пущенным по городу трамваем. В кармане у него нашли рисунок фасада Страстей. Антонио Гауди-и-Корнет похоронен в крипте Саграда Фамилиа, которому он отдал более 40 лет своей жизни и где жил последние полгода до гибели.

       С тех пор почти столетие одно поколение строителей сменяет другое, а возведение «древнегреческого храма в стиле средиземноморской готики», как называл его сам архитектор, всё ещё далеко от завершения.  Каждый турист, отдавая свои евро за экскурсию по храму, за подъём на смотровые площадки, становится  участником грандиозной стройки.

Модерниста

         На годы расцвета творчества  гениального зодчего пришелся активный рост Барселоны. В результате расширения города образовался новый район – Эйшампле ( «расширенипе»), где сосредоточилась большая часть знаменитого каталонского модерна – модерниста. В этом районе  Гауди строил Саграда Фамилиа и параллельно  занимался другими проектами.  Так возникли шедевры каталонского стиля модерниста – Каса Батльо (1904 г.) и Каса Мила (1910 г.).

        Сверкающий голубовато-бежевый, словно отражающий небо в облаках, мозаичный фасад  здания Каса Батльо на Пасеч де Грасиа  отделан кованым металлом и  деталями, напоминающими по форме кости. За что дом прозвали «берцовой костью».  Его керамическая  крыша похожа на изогнувшегося дракона, поблескивающего чешуёй. Интерьеры абсолютно лишены угловых соединений: текучие поверхности волнами перетекают одна в другую, потолки и стены округло сочленяются между собой. Поражает спирально закрученный потолок одной из гостиных. Специально спроектированная мебель с изогнутыми линиями в стиле модерн дополняет ощущение необычности внутренней среды. Не покидает  удивление, неужели здесь возможно жить обычным людям. А между тем, это и ныне жилой дом.  Часть помещений превращена в ежедневно открытую экспозицию. Входной билет – 8 евро.

         Чуть поодаль расположено  последнее законченное произведение великого мастера – Каса Мила,  здание со скруглённым угловым фасадом. Видимо, самый знаменитый жилой дом в мире, объявленный  ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества. Из-за серых грубо обработанных стен  острые на язык барселонцы называют его  «Ла-Педрера» – каменоломня. В оформлении фасада использованы исключительно волнообразные поверхности. Здание  больше похоже на скульптуру, чем на дом. Со словно вылепленных  балконов свисают роскошные,  кованые из металла растения. Для осмотра открыты внутренние дворики и одна из квартир  с удивительными интерьерами свободной планировки. Но главное, подняться на крышу-террасу, где  раскинулся настоящий сад причудливых скульптур: дымоходы и вентиляционные трубы превращены в  суровых стражников в надвинутых шлемах и  загадочных спиралевидных существ с тёмными глазницами.

В гармонии с природой

        Антонио Гауди крупно повезло в жизни, как везёт любому гению. Он получал, видимо, от Бога  почитателя своего таланта и щедрого мецената – крупного текстильного магната  Эусебио Гуэля-и-Басегалупи (1846-1918). Дон Гуэль оказался весьма дальновиден: его имя навсегда запечатлелось в истории рядом с гением Гауди.

        Самым масштабным начинанием этой пары было устройство парковой зоны, где планировалось возвести жилой квартал для каталонской знати. Меценат мечтал о так называемом городе-саде, где бы жилые постройки гармонично сливались с природой.  Для этого на крутом склоне одного из холмов на окраине Барселоны он купил участок земли в 15 га.  И в 1900 году стройка началась.

          В проекте Гауди остался верен своему принципу – никаких  прямых линий, острых углов и плоских поверхностей.   Темперамент художника вместе с мастерством строителя-новатора явили пионера экологической архитектуры.  Поставив задачу сохранить в первозданности окружающую среду и одновременно достичь высокой функциональности построек, зодчий добился того, что ни одно дерево при строительстве не было уничтожено, ни один пласт земли не был срыт или перемещён. Рельеф местности с перепадом высот до 60 м, с  пышной растительностью стал союзником автора проекта. В парке на разных уровнях построили три виадука, опирающихся на устойчивую колоннаду и предотвративших  резкие уклоны территории. Многочисленные колонны непривычных форм в сочетании с шершавой обработкой слились со средой подобно деревьям, застывшим в камне.  Любимая посетителями длиннющая скамья, вся в изумительной  мозаике из битых тарелок, изгибаясь подобно змее, обрамляет  волнами широкую эспланаду, подпираемую снизу почти сотней колонн. Фонтан в виде гигантского ящера извергает тысячи литров воды в бассейн, установленный прямо на лестнице, ведущей в Зал ста колонн под скамьёй. Два пёстрых павильона напоминают горы, вздыбленные вулканом.

       Так, среди лесного массива на холме возник целый комплекс невиданных  виадуков, павильонов, фонтанов, лестниц, скамеек, арок, колонн.

        Однако,  в 1903 году граф Гуэль вынужден был остановить   строительство из-за коммерческой неудачи: из намечаемых к возведению и продаже 60 особняков только два нашли покупателей. Ими оказались автор проекта и заказчик. Остальных потенциальных покупателей отпугнула, смешно сказать,  удалённость поселка от центра Барселоны: 2,5 км отделяло Парк Гуэль от Саграда Фамилиа. В итоге было построено два дома. В одном поселился Гауди, а другой  стал принадлежать графу Гуэлю. Сегодня туда организуются экскурсии. Парк же стал любимым местом отдыха горожан и предметом туристического любопытства.

     В 1922 году Парк Гуэль был приобретён муниципалитетом Барселоны и  вскоре был признан памятником архитектуры ХХ века, а затем включен в список ЮНЕСКО как объект всемирного значения.

                                               * * *

       Всю жизнь Антонио Гауди-и-Корнет творил свободно и не оглядываясь на устоявшиеся каноны. А в итоге ему было суждено радикально изменить архитектурный облик Барселоны, стать символом  её свободного духа и независимости.

                                                       Лариса Владимирова

Похожие материалы

Жилая крыша в Копенгагене

Это у нас России мы привыкли к необъятным просторам, а вот в маленькой Европе ни один метр пространства не должен быть потрачен зря! Например, крышу э...

Подробнее

Пляжные дома

Подборка современных пляжных домов. Мало кто поспорит с тем, что ему хотелось бы жить там, где уютно и комфортно…...

Подробнее

Midnight Sun

Midnight Sun - природное явление, происходящие в летние месяцы к северу от Полярного круга и к югу от полярного круга, где солнце никогда полностью не...

Подробнее

ГОРОД АНГЕЛОВ (Таиланд)

Осматривать Бангкок нелегко: жарко, шумно, суетно. Зато делать это можно и днем, и ночью без всяких опасений. По всему городу высятся сотни храмов, зо...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

0,00

    Голосов

    Оценить     (Все результаты)