16.10.11 Узбекистан. Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир

Самарканд - один из древнейших городов мира, его возраст насчитывает 2750 лет. Самарканд сохранил великолепные образцы средневекового зодчества, поражающие архитектурными решениями, совершенством форм и богатством красок. Гур-и-Эмир в переводе означает "могила повелителя" (эмира) - был возведён в 1403 году по распоряжению Амира Тимура на территории ансамбля, построенного в конце XIV века в юго-восточной части средневекового Самарканда царевичем Мухаммед-Султаном, и состоящего из медресе - самого древнего в Средней Азии, ханаки и минаретов. До настоящего времени сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырех минаретов. Из состава зданий комплекса Мухаммед-Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.

В 1403 году в возрасте 27 лет, возвращаясь из Малой Азии, Мухаммед-Султан внезапно умирает. Останки царевича были доставлены в Самарканд и погребены на территории ансамбля. Тимур, потрясённый смертью любимого внука и похоронив его, приказал соорудить над его могилой мавзолей. Тогда над склепом был построен восьмигранник, и, по словам историка Шараф ад-дина Йезди, "возвели купол, подобный небу, сложили нижнюю часть стен из мрамора, украшенного золотом и лазурью…". Однако Тимуру не понравилось сооружение, и он приказал разобрать его и возвести новое, ещё более величественное.

Постепенно мавзолей превратился в усыпальницу тимуридов.Расположенные в верхнем зале надгробия обнесены мраморной решеткой, поставленной Улугбеком. Фактически, прах всех этих людей покоится этажом ниже в склепе, точно в таком же расположении, как и наверху в верхнем украшенном золотой росписью зале. Истинное место захоронения - не публичное, обычно туристов сюда не водят, но если вы договоритесь с гидом-таджиком, то за небольшую сумму вас проведут в подвальное помещение и даже разрешат сфотографировать захоронения тимуридов.

Архитектура

Сохранившейся от древнего ансамбля входной портал сплошь покрывают сверкающие наборные мозаики тончайшей резьбы. Над стрельчатой аркой в мозаичном убранстве растительных и геометрических орнаментов вплетено имя создателя облицовок - Мухаммада-ибн-Махмуда Исфахани (Иран). Восьмигранное здание мавзолея несет на себе цилиндрический барабан, покрытый огромным голубым рифленым куполом. Диаметр купола составляет 15 метров, а высота 12,5 метров. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда.

Композиция мавзолея отличается монументальностью, которую определяют не только крупные размеры, но и красота объемных форм. Впечатление монументальности, торжественности усиливает декор: восьмигранная призма основания отчеркнута по низу мраморной панелью, над ней крупный орнамент, выложенный глазурованными плитами на фоне обожжённого кирпича; огромные, почти трехметровые надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.

Надпись при входе содержит следующие изречения:

"Сказал Аллах благословенный и всевышний: Кто войдёт сюда, тот найдёт спасение! Вот рай, который обещан нам - войдите в него, оставаясь в нём навеки!"

Для убранства купола и яруса парусов были применены рельефы из папье-маше, покрытые золотом и мелким цветочным орнаментом. Интерьер украшали деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой и инкрустацией перламутром и серебром, цветные узорчатые витражи в окнах из красного, голубого, фиолетового, зеленого и жёлтого стекла.

В 1425 году в верхнем зале было установлено надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита, вывезенного из Моголистана во время похода Улугбека. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце Китайских императоров и как трон Кабек Хана (потомка Чингизхана). Почти через середину камня проходит трещина, происхождение которой объясняется различно: по одним данным, камень разбился при подъеме или перевозке его в ставку Надир-Шаха, который пожелал его видеть; по другим - тот же Надир-Шах приказал разбить камень, надеясь найти внутри сокровища; по третьим - он разбился при неудачной попытке похищения его разбойниками.

Мавзолей Гур Эмир это памятник нового стилистического направления, которое к концу XIV в. сложилось в Самарканде на базе объединенных творческих усилий мастеров Средней Азии и других стран средневекового Востока.

Легенда

Легенда гласит, что в гробнице завоевателя был заточен злой дух войны, освобождение которого и навлекло на страну невероятные бедствия. Поэтому нельзя было тревожить захоронение...

Рано утром 19 июня 1941 года советские археологи вскрыли гробницу Тамерлана, через двое суток гитлеровская Германия напала на СССР - началась Великая Отечественная война..

Наши дни

Мавзолей Гур-Эмир являет собой шедевр архитектурного и строительного зодчества средневекового Востока и занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хамэйуна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.

Похожие материалы

Вьетнам. Ханой. Мавзолей Хо Ши Мина (Ho Chi Minh Mausoleum).

Мавзолей президента Хо Ши Мина и площадь Ба Динь. Мавзолей - это место вечного покоя величайшего вождя Вьетнама. "Дядюшка Хо" - так называли во Вьетна...

Подробнее

Узбекистан. Самарканд. Соборная мечеть Биби-Ханум

Соборная мечеть Биби-Ханум, пожалуй, самое грандиозное сооружение средневекового Самарканда, архитектурный памятник 1399—1404 гг., грандиозная соборна...

Подробнее

Вьетнам. Здание Ханг Нга. Это – не сумасшедший дом, это – сумасшедшая гостиница!

Гостиница Ханг Нга – здание, созданное дочерью бывшего президента Вьетнама (архитектором Данг Вьет Нга), который в свой время учился на архитектора в ...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

10,00

    Голосов

1

    Оценить     (Все результаты)