20.05.11 В следующем году, в Иерусалиме!»

Почти две тысячи лет назад в Святой земле уже отмечали три паломнических праздника - Песах , Шавуот, Суккот. Во время них надо было совершать восхождение в Иерусалим для жертвоприношений. Слово «восхождение» обычно применяют к Иерусалиму не только из-за того, что город расположен на высоких холмах, по традиции считают - входящий в него возвышается духом.

Священная неделя

         Песах (др.евр. – проходить мимо) – первый из праздников, отмечаемый, как считалось, по указанию самого Бога в память исхода из Египта израильтян, ведомых  Моисеем. Праздник Исхода растягивался на целых семь дней – Священную неделю. Все дни сопровождались особым ритуалом: «И сказал Господь:  “…семь дней ешьте пресный хлеб; …Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. …Это пасхальная жертва Господу, который прошёл мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян”».  «Поражал египтян»  – значит,  наказал фараона и его народ за то, что те не отпускали израильтян из плена. «Прошёл мимо домов» –  то есть пощадил, спас иудеев как избранный народ,  благодаря чему они сбежали. Эту Пасху, связанную с бегством из египетского рабства и отмечаемую ещё до рождения христианства, называют ветхозаветной или дохристианской.

           Многочисленные толпы стекались в дни пасхального праздника в Иерусалим. Все хотели зарезать жертвенного ягнёнка непременно на алтаре в Храме Ирода. В эти дни много ели, много пили. Пасха была весёлым и бурным еврейским праздником. Настолько бурным, что в Иерусалим вводились дополнительные войска  унимать разбушевавшуюся толпу.      

           Священная неделя у современных христиан тоже сопровождается множеством ритуалов, дошедших из глубин истории, наполненных символами и образами распятия и воскресения Христа.  Это новозаветная Пасха – самый древний и самый светлый христианский праздник, основа и средоточие всего христианского учения.

Моление о чаше    

         Наиболее впечатляющие празднества проходят в Иерусалиме, в городе, где всё и случилось, когда почти две тысячи лет назад прибыл туда на ветхозаветную Пасху проповедник Иисус Христос из Назарета. Он попросил учеников отыскать ему горницу, где бы он мог разделить с ними пасхальную трапезу. Так, он с двенадцатью апостолами пришёл на гору Сион,  именно в то помещение, под которым покоилась (и до сих пор покоится) гробница царя Давида.  Это была Сионская горница или Горница евангелий. Теперь там стоит церковь Успения Богородицы. А дальше началась известная всем Тайная вечеря, где, омыв ноги ученикам,  Иисус преломил затем хлеб и дал его им: «Примите и ядите, сие есть Тело Моё». Потом  протянул чашу с вином: «Пейте из неё все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

После трапезы «пошли они на гору Елеонскую», то есть на Масличную гору в Гефсиманский сад, где Иисус стал молиться, предчувствуя судьбу: «…да минует Меня чаша сия; впрочем,  не как Я хочу, но как Ты».

       И сегодня восемь вековых олив, похожих на древние каменные статуи, тянут из-за ограды свои ветви с серебристыми листьями. За крошечным садом  ухаживают францисканские монахи.  Они старательно поддерживают легенду, что оливковые деревья никогда не умирают,  и якобы одно из них видел Христос. Если это так, то и дерево «видело», как в ночной тьме, при свете факелов римские солдаты схватили Иисуса  и привели в дом Антония  к прокуратору Пилату, туда, где во дворе стояла разгорячённая толпа и требовала: «Распни его!», и откуда начался Крестный путь. 

Дорога скорби

        Крестный путь, или Виа Долороса, - это дорога мучений, принимая которые, шел подгоняемый стражниками  Иисус на скалу Голгофу, неся крест. Казнь через распятие была обычным делом у римлян. Во время осады Иерусалима  императором Титом на кресте было казнено столько пленных, что в окрестностях не осталось деревьев для изготовления новых  орудий пытки и умерщвления, а все холмы вне городских стен ощетинились крестами.  

       Название «Виа-Долороса» придумали монахи-францисканцы в ХVII веке для ритуального  шествия паломников. Современные монахи устраивают такое шествие не только в Пасху, но и в каждую пятницу. Так что, оказавшись в пятницу в тех местах, вполне можно увидеть всё своими глазами, а то и поучаствовать вместе с сотнями  паломников.

        Как наименование улицы Виа-Долороса появилось в 1867 году в одном из первых путеводителей по Иерусалиму.

         История Крестного пути – не очень старая по меркам истории цивилизации, но очень красивая и трогательная, о которой, увы,  нет ни слова в Евангелии. Но это уже давно не волнует ни туристов, ни паломников.

Столетиями каждый верующий, да и турист тоже, с трепетом ступает на отшлифованные подошвами светлые камни этой маленькой, приблизительно в  1000 шагов улицы. Она ничем не отличается от других улиц Христианского квартала. Идя по ней, все стараются не пропустить остановки (так называемые станции)  святого мученика – место падения под тяжестью креста, место бичевания, место встречи Марии с сыном, место, где Вероника отерла платком пот с лица Христа и др. Традиционно считают, что таких остановок было четырнадцать. Все они обозначены табличками на стенах домов, где римские цифры – порядковые номера станций.  Последние  расположены во дворе Храма и непосредственно в самом Храме Гроба Господня. Это места распятия, приколачивания к кресту,  воздвижения креста, снятия с креста, омовения, похорон и, наконец, воскресения. 

         Всё начинается в субботу

         Если доведётся побывать в Иерусалиме в пасхальную неделю, то можно убедиться, что, как и почти две тысячи лет назад, всё начинается в субботу, перед Пальмовым (Вербным) воскресеньем. В городе устраивается торжественное шествие  к Храму Гроба Господня. В русских церквях под звон колоколов начинается всенощная служба. Верующие несут в церковь пальмовые ветви, обмениваются ими, дарят друг другу. Пальмовое воскресенье в некоторых храмах отмечают обрядом Второго пришествия, когда полумрак храма под пение прихожан и восклицания священнослужителей  внезапно озаряется сотнями свечей, символизируя пришествие Мессиии. В Великий четверг во дворе Храма Гроба Господня устраивается символический ритуал Омовения ног, а в Страстную пятницу – Положение во гроб. Это одно из самых впечатляющих зрелищ. Процессия верующих со святыми отцами во главе проходит по Крестному пути, символически разделяя страдания Христа. Тот же, кому выпадает исполнять роль Спасителя, испытывает совсем не символические муки от тяжести огромного креста, от жаркого солнца, от пытки бичевания. Многие сотни людей со свечами в руках выстраиваются по маршруту шествия, с сочувствием переживая разыгрываемую сцену.

Таинственный огонь

          В Великую субботу в Храме Гроба Господня  происходит чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень. Церемония  очень древняя, в основе своей – языческая. В какие-то давние времена римский папа даже запретил её по этой причине. Поэтому чудо Огня можно наблюдать только в православном  Храме Гроба Господня.

        Гробница Христа, Кувуклия, по известной причине без тела покойника, помещена в своего рода мавзолей –  мраморную розово-бурую часовню-ротонду с двумя крошечными помещениями. В первом – приделе Ангела – хранится  камень, прикрывавший вход в пещеру с гробом, а в другом – гробница. В Кувуклии есть круглые отверстия, из которых-то и должен появиться огонь.

           Из шести христианских конфессий, представленных в  храме, четыре делят между собой право управлять им. А ключами, между тем, распоряжаются две мусульманские  семьи. Одна семья ключи хранит, другая – открывает и закрывает храмовые двери. Такой порядок установил еще в VII веке халиф Омар во избежание конфликтов между христианами разных церквей. А вот чудом Огня «управляют» православный патриарх Иерусалимский  и представитель Армянской церкви.

           В 10.00 в Храме тушат все свечи, все лампады. Специальная комиссия, в которую, кроме служителей церкви, входят представители мэрии, проверяет, нет ли в Кувуклии источников огня. После чего вход в часовню опечатывается.

          После полудня при огромном стечении народа начинается Крестный ход – от придела с греческой церквью Воскресения  до ротонды и вокруг неё. После троекратного обхода в Кувуклию входят православный и армянский патриархи. Перед входом  Иерусалимский патриарх снимает свои праздничные одежды, расшитые шелком и золотом, и остаётся в полотняном подризнике, который на запястьях обматывают полотняными бинтами. В таком виде он  проходит прямо  к Гробу Господню, а армянский представитель остаётся в приделе Ангела. Шум толпы стихает. Патриарх  внутри один молится  над Гробом. В церкви повисает напряженное ожидание. Внезапно в дверях в белых одеждах появляется сотворивший молитву патриарх, в руках словно факелы он сжимает пучки пылающих свечей. И кажется,  из отверстий Кувуклии тоже  вырываются отдельные огненные сполохи. Во всяком случае, верующие их видят. Церковь наполняется восторженными криками, православные арабы бьют в барабаны, бешено топают ногами. Начинается страшная толчея. Все прорываются поближе к огню, чтобы зажечь непосредственно от него свои свечи. Тут же как бы сами возгораются храмовые лампады. Повсюду вспыхивают новые и новые языки пламени, люди зажигают свечу от свечи, «омывают» огнем лицо. Кто-то старается скорее вырваться наружу, чтобы передать огонь оставшимся вне церкви друзьям и родным. А кто-то сквозь уличную толпу уже бежит к автомобилю, заслоняя пламя от ветра и от зевак. Рассказывают, что в прежние времена под парами в порту  стоял корабль, готовый к отплытию с Благодатным огнём в Россию. Кажется, теперь корабль заменили самолётом.

          Несмотря на то, что чудо Благодатного огня – чисто символический, хотя и очень древний,  постановочный ритуал, миллионы людей с завидным упорством и без капли сомнений каждый год в Великую субботу ждут, когда «сойдет» с небес на Гроб Господень огонь. А без чуда какая же Пасха?

         Самое большое чудо – это, конечно же, Святое Воскресение и Вознесение Христа к небесам, которое, как ясно из названия, произошло в седьмой день Пасхи – в Воскресенье. Отстояв накануне в церкви ночную службу, христиане всего мира приветствуют друг друга словами радостной вести: «Христос воскрес!»  

От рабства к свободе и воскресению

         Но замолкают праздничные  колокольные звоны, в церквях завершаются пасхальные службы. А с ними заканчиваются и  пасхальные чудеса. Новые будут только через год.   

        Видимо, поэтому в Израиле часто говорят друг другу при прощании: «В следующем году, в Иерусалиме!»  Даже, если они точно знают, что не будут в Святом городе ни через год, ни через большее число лет, они все равно произносят эти слова-заклинание. В них надежда, в них вера в то, что всё ещё сбудется!  

         Тысячелетиями человечество празднует Пасху как  чудо исхода от рабства к свободе, как чудо воскресения к новой жизни. Сорок лет водил Моисей  свой народ по пустыне. Ждал, когда народ  полностью обновится: бежавших  из рабства сменят дети, родившиеся  на свободе. Верил, придёт свободное поколение, народ воскреснет для свободной жизни на свободной земле!       

                                                                Лариса Владимирова

Похожие материалы

ДВУЛИКИЙ ВЬЕТНАМ

Выезжаю из Ханоя ранним утром. Солнце только взошло. Но улицы забиты тысячами (!) мотобайков....

Подробнее

Непал. Живая Богиня - Кумари.

Кумари, или Кумари Деви (неп. «девочка») — живое индуистское божество в Непале. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ...

Подробнее

Вернуться к оглавлению