13.04.12 “БАТМАН ТЕНДЮ”

На самом деле детство - тяжелый период в человеческой судьбе. Сколько всего надо узнать! Сколькому научиться! Сколько книг прочитать! Сколько всего надо в себе накопить, чтобы хоть немного не бояться жизни. Посмотрите, как при-рода целую зиму, преодолевая холод и мрак, копит и копит в себе силы, чтобы весной взорваться буйством красок и звуков. И никто не ощущает это скрытое творчество. Налицо только результат. Он потрясает своей неожиданностью.

“Такая красивая профессия”, - сказала о балете маленькая-маленькая девочка. “Я хочу танцевать добрых фей, а не злых кикимор”, - продолжила она. “Конечно, если  мне предложат злую роль, то ... Но, вообще-то, труднее всего сыграть доброго человека”.

Откуда такое тонкое понимание?

Жизнь этой конкретной девочки с самых ранних лет подчинена жесткому графику: в 6 часов - подъем, быстрые-быстрые сборы, очень легкий завтрак, а потом автобусом, метро, пешком в школу к 8 часам. На дорогу уходит свыше полутора часа. Затем школьные уроки до четырех-шести часов вечера. А после еще репетиция или даже выступление. И снова долгая дорога, теперь уже домой. Поздним вечером, когда давит усталость, приготовление уроков на завтра. И вот уже совсем слипаются глаза, а надо еще привести в порядок свой рабочий инструмент - балетные туфельки. И  так  каждый день.

Если вы подумаете, что это несчастный ребенок без нормального детства, то ошибетесь. Девочка счастлива! “Это моя судьба. Я об этом мечтала”, - говорит она.

В свои десять лет она уже танцевала на прославленной сцене Большого театра. Пусть лишь крохотный эпизод, пусть лишь только одну минуту, а то и доли минуты. Но она была на ЭТОЙ сцене! Но она участвовала в НАСТОЯЩЕМ спектакле. И это с ней на всю жизнь!

Волею судьбы пришлось провести много дней на съемках фильма о детях в балете*). Теперь в метро  этих “балетных” детей вижу сразу - по особой постановке ножки, по особой стати и пластике движений, по особенным причесочкам -  с таким маленьким аккуратненьким пучочком- у девочек. Все особое, все непривычное. Даже голос у этих детей другой.

Когда говорят слово “балет”, то сразу ассоциативно возникает слово “труд”. Да, балет - это труд. Это знают все, к этому  привыкли.

Но балет - это красота, это гармония. Это восторг души!

Теперь я своими глазами увидела, как добиваются этой гармонии. А еще правильнее сказать, как ее выращивают. Выращивают сознательно и целенаправленно. 

О детях, которые учатся в Московской государственной академии хореографии, часто говорят, что их лишили детства.

Что подразумевают при этом под словом “детство”?  Разве детство это обязательно какое-то  бесконечное веселье, абсолютно беззаботное и безответственное бытие?  Сплошное лето и никаких тебе зим, с их метелями и морозами?

На самом деле детство - тяжелый период в человеческой судьбе. Сколько всего надо узнать! Сколькому научиться! Сколько книг прочитать! Сколько всего надо в себе накопить, чтобы хоть немного не бояться жизни. Посмотрите, как природа целую зиму, преодолевая холод и мрак, копит и копит в себе силы, чтобы весной взорваться буйством красок и звуков. И никто не ощущает это скрытое творчество. Налицо только результат. Он потрясает своей неожиданностью.

Как хорошо, когда рядом с ребенком есть мудрый взрослый, который передаст ему много полезных навыков и знаний. Как ценно, когда рядом есть Учитель, который даст в руки ребенку ремесло, профессию, которые придадут смысл существованию и даже, в редких случаях, сделают счастливым.

Так уж повелось, что десятилетиями не затихают споры о том, вредна или полезна ранняя специализация, особенно если она начинается с детства.

Автор с теми, кто уверен, что полезна.

Дети вроде бы учатся танцу, этим бесконечным “плие”, “батманам”, “трамплинам”, “фуэтэ”, наконец, и т.п. А на самом деле они учатся жить. По-серьезному, без дураков относиться к жизни. Пытаются постичь ее смысл.  С ранних лет они усваивают на практике, что если тысячу раз до кровавых мозолей сотрешь ноги, что если с тебя  сойдет тысячу потов, то только в этом случае твой танец будет прост и легок  как дыхание. И даже если ты не станешь солистом, а всю жизнь протанцуешь в кордебалете, ты постигнешь нехитрую, но главную тайну бытия - все достигается трудом и большая часть твоих успехов зависит от твоего собственного умения трудиться. Здесь не надо никого принуждать к работе. Сама атмосфера школы    не допускает того, чтобы кто-то из учеников бездельничал. Тот, кто не способен трудиться,  не задерживается в стенах академии.

Одно из существенных отличий академии хореографии от обычной школы в том, что оканчивая ее, дети в свои 18 лет приобретают ПРОФЕССИЮ - артист балета. Конечно, не все будут танцевать в балете Большого театра и  не все даже  станут, вообще, выходить на сцену, хотя поначалу и мальчики, и девочки мечтают только об этом. Кто-то найдет себя в педагогике, кто-то будет руководить танцевальным ансамблем,  кто-то будет писать о балете и т.п.

-Как все радужно  прекрасно в балетной школе! - уже готов воскликнуть читатель. - А где же проблемы? Как же без них?

Не надо волноваться! Проблемы есть. Вот одна из них:  не очень-то стремятся в балет мальчики. Большую их часть  забирает спорт. Та же гимнастика. Да и в общественном сознании как-то не очень поощряется увлечение мальчиков балетом. Не мужское, мол, это занятие!

Сейчас руководит Московской академией хореографии народный артист СССР, лауреат многочисленных премий и обладатель многих наград Борис Акимов, который одновременно является художественным руководителем балета Большого театра. Он планирует более тесно объединить процесс обучения и театральную практику, поставить с детьми новые спектакли, мечтает вдохнуть в старые стены новый дух.

А радости, не  только балетные, тоже бывают у этих детей. Кто-то из них хорошо рисует,    кто-то пишет стихи, кто-то сочиняет музыку, кто-то пробует себя в качестве балетмейстера... Но больше всего они любят танец. А когда танцуют, чувствуют себя счастливыми!

Разговаривая с родителями будущих артистов балета,  убеждаешься, что часть родителей, действительно, через своих собственных детей удовлетворяет свои несбывшиеся мечты. Это не страшно. Ведь дети с ранних лет оказываются заняты серьезным взрослым делом. А если они к тому же продолжают семейную традицию? И кто знает, может быть, они окажутся более удачливыми, чем мама или папа?

Педагоги заметили, что часто выпускники хореографической академии говорят:” Мы своих детей никогда не приведем сюда”. Но проходят годы и они все-таки приводят детей в академию.

И уже новые поколения ищут ответы на извечные вопросы:

Как растить маленького человека? Как воспитывать его? Какие навыки и умения прививать ему? Что здесь важнее? Что эффективнее? Строгость? Ласка?

-Любовь и настойчивость, - ответила бы я.

 

А вам, читатель,  не хочется иногда выйти на сцену Большого театра и сделать этакое ллие или балянсэ-балянсэ, а потом взлететь и парить над сценой?

                                                                  Лариса Владимирова

 

______________________________________________________

*)Документальный  фильм ”Чтобы люди хлопали”. Реж.Тофик Шахвердиев. Производство МНВК, 2001 г.

Съемки фильма проводились на базе Московской государственной академии хореографии, которая существует уже почти 250 лет.

 

Похожие материалы

Следы из камни

Удивительные творческие фотографии с использованием камней - оставим свои следы......

Подробнее

Номер под водой (Мальдивы)

Не знаете чем ещё разнообразить ваш брак? Вы уже прыгали вместе с парашютом, сплавлялись по бурным рекам, ели гусениц из одной тарелки? А приходилось ...

Подробнее

Бирма. Ловцы солнца

Ранним утром местные рыбаки ловили солнце в мутном озере под мостом У-Бейн в Мандалае. Мост этот является одним из самых фотогеничных мест в Мьянме (б...

Подробнее

ВДАЛИ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Мьянма)

Отсутствие цивилизационных благ, обеспечиваемых электричеством, вызывало ощущение, что попала в колониальную эпоху, когда Бирма, как тогда называлась ...

Подробнее

ВДАЛИ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Мьянма)

Отсутствие цивилизационных благ, обеспечиваемых электричеством, вызывало ощущение, что попала в колониальную эпоху, когда Бирма, как тогда называлась ...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

0,00

    Голосов

    Оценить     (Все результаты)