09.05.11 Бхавачакра – Колесо Бытия

Бхавача́кра (санскрит: Bhavacakra; деванагари: भवचक्र; пали: भभचक्क bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи.

Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.

На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью, змею и петуха, хватающих друг друга и являющихся символами невежества (авидья), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад. На 5-6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада, асуров, голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в самсаре.

Наружное кольцо содержит изображения двенадцати взаимозависимых звеньев, порождающих и поддерживающих Сансару:

  1.     Изначально особь пребывает в невежестве (символ — слепец)
  2.     Карма обусловливает перерождение (символ — горшечник)
  3.     Перерождение начинается с пробуждения сознания (виджняны), происходящем ещё на этапе эмбриогенеза, этап различения (символ — обезьяна)
  4.     На том же этапе развития возникают основы образного и чувственного (нама-рупа) познания (символ — человек, переправляющийся на лодке)
  5.     Соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, шад-аятана; символ — благоустроенный дом)
  6.     Особь становится способна к восприятию (этап «контакта»; символ — обнимающиеся мужчина и женщина)
  7.     На втором году жизни особь испытывает ведану — чувственные переживания (человек со стрелой в глазу)
  8.     По мере развития возникает жажда (тришна) вожделения и т. п. (человек с чашей вина)
  9.     Появляется стремление к достижению целей (упадана; человек, собирающий плоды)
  10.     Особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения (мужчина и женщина в собственном доме)
  11.     Раз так, то особь вновь ждёт рождение (джати; роженица)
  12.     Следовательно — старение и смерть (джара-марана; человек несёт труп к месту кремации)

 

Буддийская Ступа Боднатх


Похожие материалы

Пять главных адресов детского счастья

Весь мир крутится вокруг них. Только чтобы они больше смеялись, громче визжали и могли поноситься с космической скоростью. И они смело летят вниз с мн...

Подробнее

Египетские пирамиды

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее г...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

10,00

    Голосов

3

    Оценить     (Все результаты)