10.04.12 Город под Южным Крестом

Считают, что Сидней – самый универсальный город Австралии, по нему одному можно получить общее представление об австралийцах и их образе жизни. Не знаю. Мне так не показалось. Но со вторым утверждением, что Сидней один из самых красивых городов мира, готова согласиться без колебаний. Всего за 220 лет невзрачный поселок каторжников, с повальным пьянством, криминалом и коррупцией, превратился в приветливый и гостеприимный, безопасный и процветающий ультрасовременный город, эталон чистоты городской среды. Сегодня в городе проживает около четырёх миллионов жителей и около трёх миллионов туристов ежегодно посещает его.

Главная дорога континента

Внутри Австралии цивилизации нет! Мёртвые, абсолютно пустые земли раскинулись под ослепительным австралийским солнцем на тысячи необозримых километров в центре материка. Зато  восточное и юго-восточное побережья материка – Квинсленд, Новый  Южный Уэльс, Виктория – блещут  последними достижениями мировой культуры и технической мысли. Здесь берёт начало дорога №1 Австралии - Пасифик хайвэй,  которая, меняя названия своих участков, вьётся вдоль побережья,  опоясывая практически весь континент. Вдоль этой главной автострады, длиной в десять тысяч километров,  концентрируется  жизнь более чем 20-миллионного населения.  Трасса соединяет  крупные современные города, блистающие стеклом и металлом, и скромные провинциальные поселения,  морские курорты с многокилометровыми белопесчаными  пляжами и океанские порты с гигантскими судами и красавцами парусниками,  безлюдные скалистые берега и знаменитые дождевые тропические леса, заповедники дикой природы и  плантации сахарного тростника,  полные безмолвия пустыни и эвкалиптовые рощи с повисшими на ветвях коалами.  

Аристократы Австралии

На этом шоссе главный город, конечно же, Сидней. Хотя столица Австралии, как известно, Канберра (с 1911 г.). Но прежде, чем это состоялось, два города конкурировали между собой за столичное звание – Сидней и Мельбурн. Однако случилось не классическое, когда «третьего не дано», а, как раз, наоборот – третьему-то и повезло. Канберра стала столицей, а несостоявшиеся в этом качестве города до сих пор соперничают между собой. И замечательно! Жители только в выигрыше. Хотя Мельбурну с 1901 по 1927 год  посчастливилось побывать столицей Австралийской Федерации (до 1911 года) и резиденцией правительства страны (до 1927 года), Сидней был всё-таки первым городом  белых поселенцев на Terra Australis  Incognita – на Неизвестной Южной Земле. 

29 апреля 1770 году корабль «Индевор», ведомый капитаном Джеймсом Куком, бросил якорь на месте будущего Сиднея в заливе, названном тогда же Ботани-бэй из-за обилия  невиданной растительности. Первые дома стали строить чуть севернее с 1788 года , со времени прибытия на австралийские берега так называемой Первой Королевской флотилии. Это два военных конвойных корабля, шесть грузовых с продовольствием, с домашними животными, стройматериалами, с  семенами  и три корабля с почти тысячью пассажиров, основная часть которых была каторжниками. 250-300 человек были свободными людьми – охранники с женами и детьми. Командовал флотом капитан Артур Филлип.   Он стал первым губернатором и дал имя будущему поселению в честь министра колоний Британии -  лорда Сидни.                                                             

Сохранился полный список первых переселенцев, от них ведёт свою родословную австралийская  знать, так сказать, аристократы Австралии. Металлическими табличками с этим самым списком «аристократических» фамилий любят украшать свои дома  их потомки.  

Своему заселению белыми европейцами континент обязан тринадцати американским штатам, которые 4 июля 1976 года провозгласили независимость. С этого дня англичане навсегда утратили возможность использовать американский континент как место ссылки и заключения преступников. Тогда-то и пригодились далёкие новые земли, объявленные Дж.Куком собственностью британской короны.

Первые дома английского поселения на территории Сиднея размещались на берегу бухты – там, где сейчас расположен причал Сэкьюлар  (Cirkular quay), в районе, названном Рокс. В заливе и сегодня можно видеть Форт Денисон, бывшую первую тюрьму, а среди улиц  встретить Баррак-стрит, место размещения первых бараков каторжан. Сегодня это восхитительная, как и весь район, улица старинных и суперсовременных зданий,  с галереями и бутиками, с оазисами зелени и множеством ресторанов и уютных пабов, которые в летнюю пору расставляют свои столики прямо на тротуаре в тени навесов.  Нависающие над тротуарами на чугунных цепях козырьки зданий в Австралии повсюду. Это основной элемент здешней архитектуры, доставшийся в наследство от колониальной поры. Можно целый день гулять по городу, переходя от одного дома к другому,  и ни разу не оказаться на ярком австралийском солнце.

Сверху видно всё

Ориентироваться в городе поначалу не просто. Улицы и улочки, петляя и переходя друг в друга, сохранили старинную запутанную планировку. Её усиливают изрезанные берега залива. По незнанию и не поймёшь сразу, где что. Избыток бухт и бухточек, лагун и заливов дополняет  широкое устье реки Паррамата. Городские названия так и пестрят всякими коувами, бэями, харборами.

Для прояснения топографии Сиднея лучше всего с картой в руках забраться на 305-метровую телебашню – самое высокое сооружение в Южном полушарии. На высоте около 300 метров устроена обзорная площадка, откуда распахивается   необъятная панорама с улицами и парками, с заливами и бухтами. В солнечный день воздух так чист и прозрачен, что совсем не трудно разобраться в хитросплетениях городских кварталов, улиц, водных поверхностей.

Для большего удовольствия подъём на  башню можно совместить с обедом или ужином во вращающемся ресторане. Когда-то что-то подобное было на Останкинской телебашне в Москве. Но вид с обеих башен несравним. Сидней – город океанский, синева неба  над ним сливается с синевой залива, где далеко внизу белыми точками скользят корабли, где ветер раздувает паруса бесчисленных яхт, где света и солнца – до рези в глазах. А вечером город тонет в море огней от искусно подсвеченных небоскребов, ярких витрин, иллюминации развлекательных центров, мерцающего света автомобильных фар, прочерчивающих линии улиц.

Мост-«вешалка»

Другая высотная точка города – знаменитый Харбор-бридж, мост, стальной аркой  соединяющий южный и северный берега залива, на которых раскинулся Сидней. Мост строился с 1923-го  по 1932 год. По форме он напоминает вешалку для одежды, правда, без крючка. Горожане его так и зовут – «вешалка».   Самая высокая точка – на вершине дуги – отстоит от земли на 135 метров. Забираться туда очень страшно. Отважится  не каждый. Для смельчаков организуются каждые два часа групповые пешие подъёмы с инструктором. Часть пути преодолевается на лифте, а вот по металлической дуге длиной 1,2 км придётся карабкаться самостоятельно, одевшись в специальный сине-серый непродуваемый костюм и пристегнувшись к поручню с помощью стального троса со скользящим  альпинистским карабином. Стоит это 120 австродолларов. Прямо по арке для туристов проложена  огороженная со всех сторон дорожка из ступенек.  Но ветер бушует с такой ураганной силой, что кажется, вот-вот тебя сдует как пушинку, несмотря на все карабины и загородки. Сквозь решётчатую конструкцию дорожки видно, как под ногами далеко внизу сверкает вода, а вокруг – только небо. Так что, без тренировки головокружение, как минимум, обеспечено.

Тот, кто не так смел, может прогуляться по пешеходной дорожке, длиной в полкилометра, вдоль проезжей части моста или, преодолев более двухсот ступеней  южного пилона, постоять на смотровой площадке  на высоте  88 метров. Это бесплатно. А вот бесплатно проехать по мосту на машине можно только на северный берег, в обратную сторону – к Сити – это обойдётся в два австралийских доллара.

По утрам горожане, направляясь на работу, переправляются с одного берега на другой на морских судах – на катерах-такси, паромах,  водных маршрутках. Каждые две-три минуты от причалов Сэкьюлар отходит какой-либо водный транспорт.

С этого же причала отправляются на  экскурсию по заливу.  Круиз можно совместить с ланчем или ужином. Как  правило, это шведский стол, близкий по ассортименту  к средиземноморской кухне – обязательные сиднейские устрицы, различные креветки, лобстеры, крабы, много овощей, зелени, фруктов, а в конце отличный свежеприготовленный кофе. За дополнительную плату  подадут превосходное австралийское вино.

«Застывшая в камне музыка»

Главное же в путешествии по заливу  -  город, предстающий с воды в блистательном великолепии.  Он прекрасен и под ярким солнцем, и в ночных огнях. На одном берегу толпятся  суперсовременные небоскребы, на другом - скрываются в зелени фешенебельные виллы богатейших людей Австралии. Взгляд притягивает здание сиднейской оперы, шедевр современной архитектуры. Его вид так завораживает, что поначалу ничего вокруг не замечаешь, кроме его белых куполов, подобных раздуваемым океанским бризом парусам. Поистине «застывшая в камне музыка», как сказал классик об архитектуре.

История возведения  шедевра многократно описана, но столь удивительна, что хочется напомнить о её наиболее поразительных этапах.

Конкурс на лучший проект, в котором участвовали 228 именитых мастеров архитектуры со всего мира, случайно выиграл никому неизвестный датчанин Йерн Утзон. В 1959 году строительство началось. Но новаторские идеи автора были столь трудны для воплощения как с художественной, так и с технической стороны, что постоянно вызывали бурные дискуссии и требовали всё новых и новых затрат. В конце концов, молодой и неопытный в практических делах грандиозной стройки архитектор, поссорившись со всеми, покинул в 1966 году Сидней навсегда. Он был так обижен, что никогда не пытался даже  увидеть свое детище в натуре. Однако строительство ждало завершения.  Заказ передали местной строительно-архитектурной фирме, а деньги собирали всем  миром – через лотерею и облигации, через пожертвования и даже покупку театральных билетов, цена которых шла в зачёт налогов. Так собрали недостающие 110 миллионов, закончили строительство и в 1973 году в присутствии королевы Едизаветы II торжественно открыли  театр. В честь события  исполнили оперу С.Прокофьева «Война и мир» на русском языке и устроили грандиозный фейеверк на Харбор-бридж нал заливом.

Все австралийцы гордятся зданием Оперы. Но больше всех повезло жителям Сиднея. Воскресными вечерами вместе с восхищёнными туристами они стекаются  к Опере на концерт, традиционно даваемый бесплатно на ступенях театра. С не меньшим удовольствием посещают зрители и слушатели знаменитый ресторан «Бенелонг» под малыми «парусами» на южной стороне здания. Бенелонг – так называлась когда-то конечная остановка трамвая у причала Сэкьюлар. Но трамвая уже давным-давно в городе нет.

Кольцо к юбилею

Зато к радости туристов есть монорельсовая дорога, охватывающая кольцом весь даутаун. Дорога была построена  в честь  двухсотлетнего юбилея страны. Поезда по ней курсируют с точностью часового механизма  – через каждые четыре минуты к станции подходит состав. Сидя в вагоне, словно парящем на высоте 5 метров над землёй,  любуешься через широкие окна на окружающие небоскрёбы. Можно, оставаясь в вагоне, объехать полный круг, а можно выйти, например, на станции «Дарлинг-Харбор». Это название гавани  и нового района, выросшего в 80-х годах ХХ века на месте старых доков, казарм, складов. Теперь и днём, и ночью привлекают сюда народ морские причалы, бутики, современные отели, парк дикой природы, аквариум, модный Кукле-бар, Национальный морской музей, круглосуточное  казино, кинотеатр IMAX. В гавани экспонаты музея –  знаменитые яхты, корабли Второй мировой войны,  субмарины, в их числе и советская подводная лодка, военные эсминцы – перемешались с современными морскими судами, обслуживающими горожан и туристов. Берега гавани соединяет первый в мире электрический поворотный мост, построенный в 1902 году. Отсюда недалеко до Фиш-маркета, рыбного рынка.

Рыбный рынок

Путь на Рыбный рынок хорошо начать с посещения аквариума, прославившегося своими объёмными резервуарами и  уникальным собранием  океанской живности (более 5000 видов), главным образом, разнообразием акул. Особенно хорош полукруглый стеклянный тоннель. Вступив под его своды, видишь, как за стеклом, прямо над твоей головой распластались огромные скаты, как лениво проплывают   гигантские черепахи, скрываясь в темной толще воды, как стремительно проносятся в поисках жертвы белые акулы, как искрятся торопливые стайки мелкой рыбёшки. Ещё интереснее наблюдать за людьми, которые радуются, как дети, подводным чудесам.

Перейдя разводной мост, попадаешь в престижные кварталы  тихих, тенистых улочек, где нет никаких небоскрёбов, никакого стекла и металла, а лишь  небольшие двухэтажные жилые дома,  с обязательными балконами и палисадниками. Их кованые чугунные ограждения - память о каторжном прошлом. Мода на них родилась у прагматичных переселенцев. Заключенных после прибытия на новые земли избавляли от кандальных цепей: бежать-то было некуда – кругом пустынные земли и океан.  А чтобы металл не пропадал, его научились перековывать в ажурные изгороди.

Рядом с домами – уличные кафе на два-три столика с ароматом кофе и свежеиспеченных пирожных. Гуляя по Сиднею, никогда не забывайте, что Австралия – страна  во многом наоборот. Так, здесь левостороннее движение. И это выражается не только в том, что, переходя улицу, надо сначала смотреть налево, а не направо, о чём  постоянно напоминают надписи на асфальте у переходов. Но,  даже идя по  тротуару, следует держаться не правой стороны, а левой, чтобы постоянно не сталкиваться с прохожими. И вот, наконец, Рыбный рынок, крупнейший в Австралии.  Приходить сюда лучше всего на рассвете – в пять-пять тридцать утра, когда к причалам рынка пришвартовываются рыбачьи суда со свежим уловом и открывается аукцион морепродуктов. Позже к торговцам и рыбакам присоединяются  хозяйки, туристы, любители отведать свежайшие, только что выловленные в океане морские деликатесы. Неподалёку от прилавков, буквально заваленных невиданными дарами океана, тропическими фруктами, располагаются многочисленные морские рестораны, кафе, бары и пабы. В них прямо на глазах посетителей готовят заказанное блюдо – жарят рыбу, отваривают креветки, вскрывают устричные раковины, режут панцирь краба. Если почему-то не нравятся предлагаемые к еде вино или пиво, можно совершенно легально принести свой алкоголь. Так здесь принято.  Сидя за столиком у самой воды, поглощая под крики чаек аппетитные  зелёные сиднейские устрицы с  дольками лайма, запивая всё охлаждённым белым австралийским шардоне и ощущая на лице свежий  утренний бриз, окончательно понимаешь, насколько органично океан стал частью культуры этого города, продуваемого солёным ветром и заполненным ярким солнечным светом, где живут радостные и доброжелательные люди, умеющие хорошо работать и от души веселиться.  

Лариса Владимирова                                    

Похожие материалы

ДВУЛИКИЙ ВЬЕТНАМ

Выезжаю из Ханоя ранним утром. Солнце только взошло. Но улицы забиты тысячами (!) мотобайков....

Подробнее

Улыбка Ангкора (Камбоджа)

Далеко внизу раскинулась дельта Меконга с бесчисленными рисовыми полями. С самолёта можно разглядеть домики и даже лодки на воде. Я покидаю заворажива...

Подробнее

ГОРОД АНГЕЛОВ (Таиланд)

Осматривать Бангкок нелегко: жарко, шумно, суетно. Зато делать это можно и днем, и ночью без всяких опасений. По всему городу высятся сотни храмов, зо...

Подробнее

Свадебные традиции разных стран мира.

Всем известно, что во всех странах мира присутствуют уникальные свадебные традиции и обычаи. На самом деле очень интересно посмотреть, как празднуется...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

0,00

    Голосов

    Оценить     (Все результаты)