09.07.10 Привлекательные архитектурные особенности Ханоя

Красоту и привлекательность Ханоя в основном составляют его уникальные архитектурные сооружения. Гармоничное сочетание традиционной и французской архитектур создает ханойскую архитектурную атмосферу, которая отличается одновременно и традиционностью, и современностью, что может вечно существовать во времени.

Архитектурные сооружения традиционного вьетнамского стиля в наше время в основном сосредоточены в древнем квартале города, или как его еще называют «район 36 улиц».  В этом квартале узкие улицы образуют маленькие домики под черепичной крышей разных высот. Типичный дом состоит из трех залов, идущих вглубь, между которыми расположены узкие дворики, а помещения в доме приспособлены под конкретные требования согласно бытовому укладу семьи, где жена занимается мелкой торговлей, а муж – ремесленник.

Уголок улицы Хангкхоай в древнем квартале Ханоя

Ворота в архитектурном стиле древней вьетнамской деревни еще существуют в  Ханое

Гостиная на втором этаже жилого дома в традиционном «доме-трубе»
одновременно служит местом поклонения предкам

Лестница с резными деревянными перилами в традиционном  вьетнамском архитектурном стиле

На втором этаже этого дома расположена библиотека, где хозяин проводит минуты досуга,
здесь есть окно, выходящее на промежуточный двор, служащее источником солнечного света

Промежуточный двор, откуда в дом проникают солнечный свет и свежий воздух

Вестибюль главного помещения Индокитайского университета, ныне здание Ханойского университета на улице Ле Тхань Тонг

Архитектурное сооружение в стиле арт-деко, в котором расположен Государственный банк Вьетнама

Здание Центрального эпидемиологического института, построенное в индокитайском архитектурном стиле

Церковь Кыабак – типичное сооружение, построенное в индокитайском архитектурном стиле

Детали церкови Кыабак

Внутренняя декорация Большого театра Ханоя
реставрирована полностью во французском архитектурном стиле

Деталь декорации Большого театра Ханоя, построенного в 1911 году

Дверные ручки Большого театра Ханоя

Лестница из традиционных материалов,
используемых во французском архитектурном стиле, такие как дерево и чугун

Парадный фасад гостиницы Метрополь, построенной в 1901 году,
в настоящее время полностью сохраняет красоту французской архитектуры

Когда выросли дети, обзавелись семьями, родители выделяют им отдельные площади. При необходимости расширить жилую площадь, они выстроят этажи над имеющимися помещениями, таким образом складываются многоэтажные дома при ширине только несколько метров и длине несколько десятков метров, образуя так называемые «дома-трубы». Такая архитектура домов гарантирует проветривание в помещениях и обеспечение его солнечным освещением. Со временем такая архитектура древнего квартала Ханоя стала типичным стилем во всех старинных городах Вьетнама.

Наряду с жилыми «домами-трубами» развивается и архитектура культовых сооружения, таких как пагода, общинный дом, храм и т.п., которые в большом количестве встречаются на улицах. Это, прежде всего, места культовых поклонений людей одной общины, родом из одной деревни, переселяющихся в Ханой в процессе урбанизации. Эти культовые сооружения отражают особенности и оригинальность мест, откуда люди съехались в Ханой на постоянное жительство.

Параллельно с сооружениями двух выше названных архитектурных стилей в Ханое были построены и сооружения во французском (европейском) архитектурном стиле конца XIX – начала XX веков с особыми, «оклиматизированными» чертами. Первое такое сооружение появилось в Ханое в 1803 году, когда по приказу короля Жа Лонга была перестроена ханойская крепость в стиле вобан (Vauban) под руководством 4 французских инженеров-саперов. Однако массовое появление сооружений во французском архитектурном стиле в Ханое началось с 1875 года, когда французские колонизаторы с целью упрочить свою позицию создали колонию вдоль Красной реки (в настоящее время этот район охватывает участок Ханоя от улицы Фам Нгу Лао до Военного госпиталя №108 и больницы Дружбы),  французская архитектура сильно изменила образ Ханоя и по-настоящему оставила свой глубокий опечаток. В наше время почти полностью сохраняются в большом количестве эти архитектурные сооружения на довольно обширной площади старых кварталов Ханоя. В них сохраняются и детали декора, технические структуры и даже первоначальные стройматериалы.

Непосредственно после колонизации всего полуострова Индокитая, французы провели массовое строительство  в Ханое с целью превратить город в административный центр всего Индокитая, благодаря чему были выстроены такие крупные сооружения административного назначения, как Резиденция Губернатора, здание суда и другие. Все они имеют величественный вид и классический архитектурный стиль, и построены они как средства, представляющие мощь власти.

В 20-е и 30-е годы XX века в Ханое бурно развивался архитектурный стиль арт-деко с появлением сооружений, в которых широко использовались классические пространственные позиции, прямоугольные черты сочетались с полушарьями и полукругами, что придавало архитектурным сооружениям могущество, современность, одновременно простоту и практичность. Они в основном украшены декоративными деталями из чугуна, железного прутика, или барельефными орнаментами из цемента или гипса, что облегчает тяжесть железобетонных объемных структур. Как типичное сооружение этого направления можно назвать здание филиала Банка Индокитая, типографии IDEO (дом 24 улица Чанг Тиен),  здание компании AVIA (дом 39 улицы Чан Хынг Дао), главпочтамта (дом 6 улицы Динь Ле), зданий под номерами 91 по улице Динь Тиен Хоанг и 31 на улице Чанг Тиен, а также ряд частных жилых домов на территории района Бадинь, в конце улиц Ба Чиеу и Хангтюой.

Однако, вскоре заметили, что данный архитектурный стиль во многих отношениях не подходит по климатическим условиям, а также не соответствует вьетнамским традиционным представлениям о красоте прикладных архитектурных сооружений, которые не совсем хорошо вписываются в общий пейзаж на городском фоне Ханоя. Исходя из этого, многие французские, а затем и вьетнамские, архитекторы пытались внести изменения, приспосабливая архитектурные сооружения к климатическим условиям Ханоя, эстетическим и прикладным требованиям. В результате чего образовался индокитайский архитектурный стиль с применением традиционных деталей декора,  элементов вьетнамского и кхмерского архитектурных стилей в создании крыш, в системе выступов над окнами, защищающими их от солнца и дождя. Типичными сооружениями этого направления стали здания Индокитайского университета (дом 19 улица Ле Тхань Тонг), Ханойского управления финансов, музея им. Луи Фино (Louis Finot – дом 1 по улице Фам Нгу Лао), института им. Луи Пастера (дом 1, улица Александра Йерсина), храма Кыабак, клуба военных моряков (дом 36 улица Чан Фу).

В этот период в Ханое также появился ряд католических соборов, построенных в неоготическом архитектурном стиле, с типичными для архитектурных сооружений данного стиля конструктивными особенностями. В их числе стоит упомянуть такие сооружения, как Собор Святого Иосифа, католический собор в районе Хоангмай или католический собор в районе Лангтам. Они напоминают аналогичные сооружения в западной Европе, особенно во Франции, несмотря на то, что готические декоративные детали выполнены без нужной тонкости. В общем, архитектурные сооружения неоготического стиля в Ханое не имеют большого эстетического значения, несмотря на их несомненное историческое значение, и бесспорное значение в образовании хорошего городского облика.

Согласно мнениям архитектора Чан Куок Бао, преподавателя Ханойского строительного института,  в настоящее время архитектурные сооружения французского, индокитайского стилей вполне удовлетворяют всем эстетическим, прикладным и практическим требованиям жителей, имея прочную техническую основу структурно-строительных объектов.

В течение времени архитектура и пространство в Ханое претерпели большие изменения по сравнению с периодом первых лет прошлого века. Многие новые улицы были образованы, построены или расширены. В процессе модернизации столицы выстроились крупные современные сооружения, в том числе и небоскребы. Однако хотелось бы, чтобы те старые архитектурные сооружения, ставшие знакомыми, родными для жителей столицы, которые создали городской облик тысячелетнего Ханоя, просуществовали вечно.

Автор: Чан Чи Конг
Фото: Тат Шон, Ча Ми, Нго Зы, Ан Тхань Дат

Похожие материалы

ДВУЛИКИЙ ВЬЕТНАМ

Выезжаю из Ханоя ранним утром. Солнце только взошло. Но улицы забиты тысячами (!) мотобайков....

Подробнее

Ханой - скрытое обаяние

Тишина раннего утра, водная гладь Западного озера… вот он поэтический Ханой. Кажется, что даже падающий осенний лист может нарушить эту хрупкую тишину...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


У этой страницы пока нет оценок     Оценить     (Все результаты)