14.04.10 Земля бумеранга (Австралия)

Австралия – удивительный материк! И не только потому, что внутри континента раскинулись бесплодные пустые земли, а вся жизнь жмётся к побережью. И не только потому, что траектория солнца в течение дня пролегает там по другой стороне небосвода: взойдя на востоке, склоняется к северу и заходит, слава Богу, на западе. А ночью вместо Большой Медведицы над головой сияет Южный Крест, и когда у нас лето, там зима. Там всё under down, то есть по другую сторону от привычного.

Доктор на самолёте и ковбой на вертолёте

Австралия удивляет людьми,  их умением совершенно по-своему, необычно для европейцев  приспосабливаться к жизни  на необозримых пространствах страны-острова.

К заболевшему  на станцию, так называют здесь фермы и ранчо,  врач добирается на   специальном самолёте, на фюзеляже которого так и написано  - «летающий доктор». В глубинке поиграть в гольф и навестить  друг друга соседи отправляются  на самолёте типа «Сессна». Личные взлётно-посадочные полосы для малой авиации вовсе не редкость. Соседей-то  разделяют сотни километров!
Детей фермеров учат дистанционно,  через Интернет. Классы дистанционников – это  несколько сотен учеников, а обучение все равно получается индивидуальным.

А как они пасут  рогатый скот?  Общее  поголовье овечьего стада в стране оценивают в сорок миллионов, тогда как население составляет двадцать один  миллион. Ряд источников утверждает даже, овец  в 10 раз больше, чем людей. И это не значит, что каждый там держит двух или десятерых  животных. Не держит. Просто один скотовод управляет стадом  в несколько сотен тысяч голов, но с вертолёта. Помощники его тоже давным-давно пересели с лошадей на мотобайки. Общаются между собой по рации.

Как и в Китае, в Австралии есть своя Великая Стена. Правда, она из металлической сетки. Но длина почти китайская – пять  с половиной тысяч километров. Огораживает она, страшно представить, четверть (!)  всего материка. В отличие от китайской, имеет большое хозяйственное  значение:  защищает  домашний скот от диких собак динго. 

За два с небольшим века бывшие каторжники и заключенные, которых британцы доставляли в отдалённые новые колонии, то есть в  Австралию, по морю в кандалах для отбытия наказания,  сумели устроить себе достойную и благополучную жизнь, создать процветающее демократическое государство. Они понастроили прекрасные  чистые города, утопающие в зелени парков и садов, развели овец с лучшей в мире шерстью, создали экологически чистое, мирового масштаба производство алюминия, железа, меди, научились  добывать золото и алмазы в промышленных объёмах. Они стали известными мастерами в возведении гигантских металлоконструкций, в первую очередь, мостов,  и в строительстве подводных лодок. Королевский флот Австралии контролирует 10 процентов мирового океана. Их радиоастрономия лидирует в мировом научном сообществе. Именно здесь были приняты из Космоса картинки шагов Армстронга по Луне и транслированы затем на всю планету. 

Статус гражданина

Совершив потрясающий рывок во времени, австралийцы, тем не менее, сохранили в первозданном, натуральном виде огромные пространства земли, где  среди дикой природы живет коренное население. К сожалению, шли к этому долго, через многие десятилетия взаимной вражды, ненависти, карательных экспедиций, насильственной ассимиляции, истребления друг друга. Лишь в конце ХХ века было признано законом:  когда легендарный капитан Джеймс Кук присоединил австралийские земли к владениям британской короны, на них уже десятки тысяч лет проживали племена людей со своей уникальной культурой и укладом быта. Следовательно, именно они и являлись аборигенами (aborigene (лат.) – от начала) материка, первоначальными владельцами его земель. В 1967 году туземные жители, наконец,  получили статус австралийских граждан, а с ним и закреплённое законом  право на землю и на участие в выборах. С тех пор никто больше не принуждает их менять образ жизни, не навязывает насильно современную цивилизацию, не сгоняет с их исконных земель.

Памятник пионерам тропиков

Сегодняшним туристам  совсем не сложно  совершить путешествие туда, где среди девственной природы витает дух и звучат голоса прошедших тысячелетий, – в   места обитания первоначальных жителей Австралии.

Из  прибрежного городка  Кэйрнса (штат Квинсленд) на востоке легко попасть  в один из немногочисленных поселков аборигенов. Добираться до  уникального места можно по-разному. Например,  начать путь по железной дороге, пролегающей  среди векового дождевого леса. Дорога, длиною в 32 километра, строилась с 1882 по 1891 год и стала памятником пионерам, осваивавшим тропики северного Квинсленда .  Пункт отправления – Фрешвотер-стэйшн,  затерянный среди плантаций сахарного тростника, сохранил облик  старинной  станции с присущими времени атрибутами – с запасными вагонными колёсами, с рабочими инструментами, с дровяной печью, ажурными чугунными скамьями, кожаными диванами.

Локомотив тянет длиннющий состав из вагонов образца ХIХ века.  Каждый имеет название, связанное с историей страны. В вагоне деревянные сиденья, отделанные кожей,  на стенах  старинные фотографии,  а за окном – дивные  пейзажи:  тающая в утреннем тумане долина с полями и аккуратными домиками,  яркая синева океана, переходящая в синеву неба, реликтовый дождевой лес, с шумом срывающиеся со скал водопады, озёра в кратерах потухших вулканов, мосты над бездонными ущельями. Поезд идёт медленно, словно осторожно нащупывает путь среди гор, взбираясь  выше и выше,  то ныряя в темноту  тоннелей (на каждые два  километра по тоннелю), то вырываясь на солнечный простор.  Несмотря на небольшое расстояние, дорога  занимает около полутора часов.  В конце концов, поезд вскарабкивается на горное  плато и останавливается на конечной станции Куранда, утонувшей в зелени гигантских древесных папоротников.

Рядом с  дикой природой

На небольшом участке  дождевого леса устроен парк дикой природы. Под пронзительные крики попугаев свободно летают тропические птицы, едва не касаясь лица. Бабочки садятся  на руки и  одежду. Огромные казуары с массивными шлемами на голове настороженно разглядывают людей. Пальмовый какаду, что на грани исчезновения, поражает своей блестящей чернотой.  На солнце у водоема замерли крупные игуаны. В гуще листвы висят летучие мыши.

Прямо из рук можно кормить кенгуру приготовленным здесь же кормом, почесать их за ушком. В благодарность они трутся мордочкой о твою руку, с любопытством заглядывают в объектив камеры. Кенгуру в Австралии больше чем людей! Для многих они – символ страны-острова. Они же изображены на её государственном гербе.

А можно снять с дерева и подержать на руках вечных сонь, мягких и добродушных коал, этих тропических сумчатых мишек. 20 часов в сутки они проводят во сне, ловко устроившись среди ветвей эвкалиптов. На самом деле очаровательные зверьки не спят, а только выглядят крайне сонными: просто вся их энергия уходит на переработку жестких эвкалиптовых листьев, которыми они питаются. В день они перебирают килограммы листьев, съедают же приблизительно  полкило.  Едва оказавшись на руках,  коала тут же укладывает свою головку на твоё плечо, охватывая его своими цепкими лапками. Остаётся только, затаив дыхание,  с умилением поглаживать плюшевого  зверька.  Ворс  меха  у них длинный и очень плотный, на ощупь шелковисто-бархатистый. В начале ХХ века мех этот очень ценился, что едва не привело  к исчезновению вида. Было  истреблено около трёх миллионов этих животных. К счастью, с 1930-х годов охота на них запрещена.

Экзотика на прилавке

В Куранде каждый стремится побывать на самом знаменитом в Австралии  рынке, где в бесчисленных рядах выставлены изделия ремесленников,  экзотические дары тропиков, ювелирные украшения, весьма ценимый местный мёд, ковбойские кожаные шляпы и штаны, обувь из кожи кенгуру, шкуры животных  и даже теплые сапожки из овчины,  полюбившиеся московским модницам.   Наиболее популярны лавки аборигенов. Там продаются произведения их самобытного искусства – картины на коре дерева, музыкальные инструменты, резные изделия из дерева и камня,  украшения из кожи и серебра и, конечно, бумеранги,  боевые и сувенирные. 
Покупки здесь самые выгодные, как по ценам, так и по подлинности. Так, бумеранг, приобретённый здесь, обязательно будет не только летать, но и возвращаться. Но надо было поближе познакомиться с культурой аборигенов, чтобы убедиться,  для управления летучим орудием необходимо хотя бы минимальное мастерство.

Над горами и лесами

Продолжается путешествие по самой длинной в мире  канатной дороге – Скайрэйл  Рейнфорест. В течение 40 минут кабина с пассажирами преодолевает 8-километровый путь над горами, покрытыми уникальным лесом. От открывающихся видов захватывает дух и кружится голова. Для передышки можно сделать промежуточную  остановку и побродить среди пышной растительности и реликтовых многометровых деревьев. Зелень так густа, а деревья столь высоки, что земля полна сумрака и сырости. Однако сходить с покрытых деревянным настилом  дорожек не рекомендуют.  Не только из-за природоохранных соображений, а из-за возможной встречи с недружелюбной фауной.   

Ещё один «пролёт» в прозрачной кабине подвесной дороги, и вот он, наконец,  посёлок аборигенов, где они устроили культурно-образовательный центр «Тжапукаи». Небольшой музей  жизни и быта коренного населения,  площадки, где туристы под руководством инструкторов-аборигенов могут поупражняться в их искусстве и ремесле, дают  представление об  истории первого человека в Австралии.

Зашифрованная история с географией

По оценкам специалистов в современной Австралии проживает до 450 тысяч аборигенов. В географических названиях  запечатлена память о первых жителях страны. Парраматта, Улуру, Бонди, Иллаварра, Канберра, Куранда –  наименования из их языков. Антропологи считают, что здешние племена сформировались, в основном, из двух групп прародителей, попавших на материк 30-40 тысяч лет назад с севера,  – чернокожих, круглолицых, с мягкими чертами лица  и желтовато-смуглых с заострёнными носами и удлинёнными лицами. Два типа заметно выражены в современном облике  коренных народов. Среди них также различают племена из тропических лесов и племена из пустыни. Откуда каждый конкретный  человек, как его зовут, чем  занимается, каков его жизненный путь  можно узнать по раскраске тела. У каждого племени свой стиль рисунка, полный значения и мистики. Вот такая оригинальная замена паспорта.

Аборигены – часть  австралийской земли, навечно слившаяся с её природой. Они  хранят  самую  древнюю на Земле культуру, сложившуюся  среди девственных, влажных лесов  и  раскалённых пустынь. В их песнях и танцах запечатлена  история страны, судьба племён и народов континента, а в рисунках – окружающая природа. Рисунок –  это зашифрованная карта с границами обитания, с указанием источников воды и мест произрастания съедобных растений. Рисунки-карты, выполненные в виде ярких точек на специально выделанной коре,  тщательно хранились и передавались от поколения к поколению, приобретая со временем священный смысл. Племена для пропитания занимались,  главным образом, собирательством. Так что, карты были исключительно важны для выживания.

Бумеранг не возвращается

После небольшого рассказа местного жителя о принципах изобразительного искусства аборигенов, любой турист готов к испытаниям своих творческих сил. Для этого на тенистой площадке установлен стол с красками, кисточками, корой и бумагой. Краски можно самостоятельно приготовить здесь же из природного сырья – растений, камней, земли.

Из века в век,  слагая песни и  танцы о своей судьбе, аборигены передавали их детям и внукам. Дошедшие до сегодняшних дней слова и мелодии – источник  знаний о жизни  коренных австралийцев. К большой радости гостей центра,  им предлагают поупражняться в игре на  древнем духовом инструменте – диджериду (в переводе  – длинная палка). Это, и впрямь, очень длинная дудка, вырезанная из цельного ствола  эвкалипта, выеденного изнутри москитами, и  искусно украшенная ярким орнаментом. Полость инструмента служит резонатором. Извлечение звука требует виртуозной техники, где  действуют и губы, и язык, и гортань. Да и дышать надо ровно, без пауз и вздохов.

А как увлекательно попробовать свои силы в искусстве охоты  – запустить бумеранг, бросить копье. Бумеранг предназначен, прежде всего,  для охоты на птиц. И бросают его не в одиноко летящую птицу, а в стаю. Вращаясь внутри стаи,  орудие обязательно поразит хотя бы одну птицу. При охоте на зверя используют более крупный и тяжелый инструмент. Бросая его, целятся в ноги. С переломанными ногами зверь не убежит. Вырезают бумеранг из нижней части ствола, где дерево наиболее прочное.  Одна сторона его округло выпуклая, а другая плоская. Если бумеранг не забава для туристов, а  оружие для охоты, то его не расписывают рисунками, а лишь тщательно шлифуют.

Под руководством аборигена пытаюсь, заняв правильную стойку, запустить бумеранг. Он взлетает высоко-высоко, летит далеко-далеко, но, увы, не возвращается.

-Сколько же надо учиться, чтобы правильно бросать бумеранг? – спрашиваю  моего «учителя».

- С детства, - отвечает  он. – А, вообще-то, когда бумеранг возвращается, это значит, что он не поразил цель.

Ну, что тут скажешь?

А вот копьё хотя и не летит так далеко, как у чемпионов, и даже не так далеко, как у местного «учителя»,  но всё-таки втыкается в землю на заметном удалении.

Копьё делается из бамбука, а наконечник из твёрдого дерева или камня. Когда аборигены впервые столкнулись с белыми пришельцами, они сразу же сообразили использовать для  наконечников осколки стеклянных бутылок.

Под барабаны и диджериду

После испытаний творческих сил и физической ловкости время посетить театр аборигенов  под открытым небом. Труппа  знаменита, с успехом выступает по всему миру.

Под звуки диджериду и удары барабанов начинается полное тайн и символов  ритуальное  представление  с танцами, пантомимой, ритмической пластикой.  Это корробори. Изредка действие  замирает, пока громкий крик под низкие звуки диджериду не приводит снова всё в движение. Исполнители изображают кенгуру, ящерицу, змею, рыбу, птиц. На телах артистов  рисунок, где каждый штрих и цвет имеет свой смысл. Ритуал обращён к мифическому  «ушедшему времени снов», когда Великий дух спустился на Землю и создал мир, пробудил из небытия людей и подарил им огонь. Огонь добывают трением тут же на сцене.  Для участия в разыгрывании фрагмента о встрече аборигенов с первыми белыми, высадившимися на континент, на сцену приглашают зрителей. Эта завершающая сцена проходит под ликующие удары барабанов и вибрирующие  звуки диджериду.

В реальной жизни контакт коренных народов Австралии  с «белой» цивилизацией оказался не столь радостным. Его история полна трагических страниц. Половина аборигенов вымерла от незнакомых болезней, погибла в борьбе с пришельцами, спилась. Но постепенно, по мере взросления австралийской нации ситуация выправлялась.

Нельзя сказать, что проблема перестала существовать, но началась новая история взаимоотношений коренных жителей континента  и потомков европейских переселенцев. А недавно в стране появился «Сорри дэй» - 13 февраля – день  общенационального извинения перед самыми первыми австралийцами, осваивавшими  материк десятки тысяч лет назад, до прихода белых людей.

Лариса Владимирова

 

Похожие материалы

Город под Южным Крестом

Считают, что Сидней – самый универсальный город Австралии, по нему одному можно получить общее представление об австралийцах и их образе жизни. Не зн...

Подробнее

ДВУЛИКИЙ ВЬЕТНАМ

Выезжаю из Ханоя ранним утром. Солнце только взошло. Но улицы забиты тысячами (!) мотобайков....

Подробнее

Бирма-Нгапали (Мьянма)

У вод Бенгальского залива...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

0,00

    Голосов

    Оценить     (Все результаты)