12.04.10 Улыбка Ангкора (Камбоджа)

Далеко внизу раскинулась дельта Меконга с бесчисленными рисовыми полями. С самолёта можно разглядеть домики и даже лодки на воде. Я покидаю завораживающую землю Камбоджи.
- Я так счастлива, так счастлива! – прямо-таки задыхаясь,  приговаривала моя соседка в самолёте. – Я даже не могла представить, ЧТО я увижу. Словно побывала  на иной планете.

Дама, совсем не юного возраста, была из Колумбии. По профессии адвокат. В сводное время путешествует по миру. Почти все чудеса Земли уже видела. Разве что не была в Антарктиде. Впрочем, я там тоже не была. А вот в Камбодже мы с ней побывали. И я тоже была от этого счастлива. Мне тоже, как и этой даме, хотелось первому встречному рассказывать, что  чудеса в нашем рациональном мире ещё встречаются, что есть на Земле место, где можно увидеть время. Увидеть, как оно корнями и стволами деревьев прорастает сквозь камни, увидеть, как природа побеждает  дела человеческие и как человек вновь возвращает утраченное. Там можно услышать дыхание вечности и ощутить связь времён. Место это – Ангкор*). Лежит оно в стороне от больших дорог, в тропических джунглях Камбоджи.

Азия для европейца – неизведанная планета со своей особой цивилизацией. Постигать её можно бесконечно, делая неожиданные открытия и поражаясь бездне предстающих миров. Вот так в далеком 1861 году французский натуралист Анри Мюо, блуждая по джунглям Индокитая, случайно среди буйных зарослей и болот наткнулся на грандиозные постройки дивной красоты. После четырех веков абсолютного забвения величественные строения Ангкора вновь предстали взору человека.  «Увиденные мною памятники строительного искусства, – писал исследователь, – огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке».

На территории, равной площади огромного мегаполиса, раскинулось около сотни  монастырей, храмов, крепостей, монументов, оплетенных зарослями тропического леса. Здесь протянулись  километровые каменные стены и мощёные дороги, водяные рвы рядом с искусственными прудами и бассейнами с цветами лотоса. Гармония объединяет все в единый таинственный город, где спит время и исчезли жители, лишь возносятся к небесам неземного вида сооружения. Ничего подобного нигде в мире не существует!

Странным образом ни огромные пространства, ни колоссальные объемы храмов не подавляют. Только оказавшись среди этого великолепия,  никак не поймешь, где ты – на Земле или уже в каком-то другом мире.

Истоки кхмерской цивилизации теряются в доисторическом времени. Предания повествуют о двух полубогах – Каундиньи и Камбу, приплывших по воде в эти места. Змеиный царь, живший в водах гигантского озера, имел двух дочерей, на которых и женились пришельцы. Камбу не только женился на принцессе, но основал в речной долине царство. Его подданных  стали называть «камбуджами», или детьми Камбу. Отсюда  название – Камбоджа. Страна за  столетия превратилась в процветающую и могущественную Империю Кхмеров, занимавшую территорию большую, чем современные Лаос, Таиланд, Вьетнам, и ставшую культурным центром Южной Азии со столицей в Ангкоре.

Происхождение Ангкора окутано тайной. Археологи доказали, что комплекс, в нынешнем виде,  был выстроен примерно за четыре с лишним века  под руководством кхмерских девараджей, или королей-богов, в период с 802 г.н.э., время правления Джайявармана II,  до 1220 года, года смерти последнего монарха великой империи Джайявармана VII. Последний остался в истории не только как строитель храмов. Он строил больницы, мосты, дороги, дома для ночлега паломников. Главной его заслугой была уникальная система ирригации, которая позволяла собирать три-четыре урожая риса в год. Его подданные не бедствовали. Всё это на  несколько веков опередило европейскую цивилизацию!

К счастью, стены храмов, испещренные древними надписями на санскрите и кхмерском языке, увековечили факты, имена, события. Из них стало ясно, что храмы Ангкора посвящены идее торжества над смертью и выстроены ради «духовного утешения и наставления человека». Ряд историков утверждает, что храмы возводились над более ранними сооружениями, которые, в свою очередь, были построены на фундаментах ещё более древних святилищ. Местные жители даже не сомневаются, что глубоко в недрах храмов укрыты многочисленные сокровища древних кхмеров и сакральные тексты еще более ранних цивилизаций, время читать их еще не пришло.  Но сообщают это шепотом, боясь гнева богов.

Ангкор – это сеть укрепленных селений. Каждое из них – целый маленький мир, разумно спланированный и застроенный в течение веков площадями, бассейнами, библиотеками, павильонами, галереями, манежами,  башнями. В центре  обязательно возвышается храм – символ величия и могущества правителя и Бога. Селения-крепости связаны между собой дорогами, широкими каналами и расположены в пространстве Земли так, словно они проекция космических созвездий на земную поверхность. К сожалению, ничего не известно о жилых постройках. Они, включая королевские дворцы, строились из дерева и  не сохранились.

И вот, наконец, дорога к храму: слева выстроились 54 злых каменных духа, а справа – 54  добрых. Они охраняют метров 300 вымощенного камнем пути, где я пока бодро шагаю. Очень рано. Солнце только взошло. Но его восход скрыл налетевший тропический ливень. Зато жара не столь мучительна. Голова свежа и полна  вопросов. Почему именно это, вроде бы отдаленное от торговых  и морских путей, расположенное в глубине тропических лесов место  было выбрано для возведения величественных храмов и иных  сооружений?  Насколько могущественна и сильна была империя, которая могла с таким размахом, на протяжении почти четырех с половиной веков вести непрерывное строительство, хотя правители были вынуждены постоянно защищать свою  империю от соседей-варваров, особо заботясь об охране системы водоснабжения? А откуда в таком невообразимом количестве бралась рабочая сила? Совершенно невозможно поверить в утверждения гидов и справочников, что  самые большие храмы были возведены за три-четыре десятка лет, если хотя бы грубо прикинуть, сколько одних камней надо было обточить или обжечь кирпичей. Я прикинула – вышло миллионы и миллионы. А ведь камни надо было доставить, глину для кирпичей добыть, печи для их обжига соорудить и т.д. И это самое простое из всего, что надо для такой стройки. О мастерстве строителей и искусстве архитекторов, скульпторов и резчиков по камню даже не говорю. Массы их тоже надо было найти, обучить. Между тем, равнина, регулярно заливаемая водами Меконга и озера Тонлесап, была покрыта непревзойдёнными по совершенству и красоте архитектурными шедеврами. Но почему-то в начале ХIII века работы были вдруг остановлены. Хотя просвещенный правитель того периода скончался,  общественная жизнь продолжалась в этих местах вплоть до середины XV века. А строительного бума не было. Что его остановило? Войны? Эпидемии? Или завершение задуманного плана?

Наиболее известным и впечатляющим  памятником является храм Ангкор-Ват, строившийся в течение почти тридцати (в это число не верю!) лет во времена  короля Сурьявармана П. Храм считается одним из крупнейших культовых памятников в мире. Его полные совершенства пять башен-куполов стали национальными символами Королевства Камбоджа и изображены на государственном флаге. Стены с высочайшим искусством украшены резными барельефами двухметровой высоты и протяженностью в многие десятки метров. Вглядываюсь в мифические сюжеты на стенах: Вишну, Шива, Брахма, священная гора Мандера, океан, рождающий жизнь, полчища демонов, многоголовых змеев. Кажется, резьбе нет конца. Среди многочисленных композиций вижу пахаря на буйволе и монарха, верхом на слоне во главе воинов. Что хотели сказать строители и скульпторы Ангкор-вата в этих сценах? Кто это проектировал, рассчитывал, с какой целью? Одни загадки и вопросы. После смерти короля храм  стал для него усыпальницей. Вот только где захоронено его тело, никто точно не знает. Может, оно покоится в потаённых подземельях?

В отличие от Ангкор-Вата, посвященного в большей степени индуистским богам, хотя и с элементами буддистских символов, Ангкор-Том – полностью буддистское сооружение. Гигантские лица венчают ворота и башни центрального храма Байон, по четыре на каждой. Они принадлежат Будде**) и с большой точностью ориентированы по сторонам света. Принято считать, что лица имеют сходство с королем Джайявармана VII.

Хотя всё еще утро,  жара уже нестерпима. Её усугубляет высокая влажность. Ничего не поделаешь – тропики! Обливаясь потом, шагаю и шагаю по галереям и взбираюсь на высокие и узкие ступени храма Байон, устремленные ввысь под углом в 70 градусов.  216 ликов Будды, «властелина, который смотрит во всех направлениях», взирают на меня со всех 54 башен храма с навеки застывшими улыбками. В зависимости от падающих солнечных лучей улыбки принимают различные выражения – радости, надменности, гнева, безмятежности, презрения, задумчивости. Каждый видит то, что заслужил. Знаменитая улыбка Ангкора обращена и ко мне. Будда улыбается с недоумением: как и зачем ты сюда пришла?

Но меня уже ждёт другой буддистский монастырь с храмом Та Пром, разрушенным  временем и тропическим климатом. Замираю перед каменной стеной: высокое старое дерево из породы фикусовых своей огромной массой проросло сквозь неё. Воздушные корни, словно щупальца осьминога-великана, оплели рельефы с волшебными небесными танцовщицами апсарами и грозными стражниками с мечами. Из века в век мощная зелень  джунглей взламывала великолепные строения, крушила творения рук человеческих, проникала в каждую щель, переплетаясь с камнями, навеки скрывала стены, обращая все в руины и тлен. И в то же время,  наполняла пространство дыханием вечности.

К Та Прому до сего времени не прикасались руки археологов и реставраторов, за исключением разминирования ***), расчистки проходов и укрепления стен. Укрытый джунглями, храм дает представление о том, с чем встретились первые открыватели Ангкора. Одна из стенных надписей рассказывает о богатстве этого монастыря: 3140 деревень и их 79365 жителей обслуживали храм, включая 18 высших священников, 2740 должностных лиц, 2202 их помощников и 615 небесных танцовщиц. Храму принадлежал набор золотых блюд весом более 500 кг, 35 алмазов, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камней, 512 шелковых постелей и 523 зонтика (!) от солнца.

Но мир, как известно, боится времени. Блеск кхмерской империи померк из-за бесконечных войн с вассалами. В 1432 году сиамские войска после семимесячной осады захватили Ангкор. Жители покинули город. Влажный климат и тропическая растительность превратили столицу в развалины. В конце концов, джунгли поглотили и их на целых четыре века.

Затем на землю Камбу пришли ещё более тяжелые времена: сначала французская и японская колонизация, за ними трагическая эпоха Красных кхмеров.  Это они под дулами автоматов в три дня выселили из городов 3,5 миллиона жителей. Сотни тысяч людей погибли тогда от голода, жары, болезней. Затем людей насильственно переселяли с востока страны на запад. Забивали на смерть людей интеллигентного вида, студентов, монахов. Закрывали учебные заведения, библиотеки, кинотеатры и телевидение. Минировали и разрушали памятники культуры и истории. Упраздняли деньги и трудовое вознаграждение. Вводили принудительный круглосуточный труд. Открывали новые тюрьмы и казармы, создавали лагеря для воспитания молодёжи. Всем всего досталось поровну! За три года были почти полностью истреблены интеллигенция и буддистское духовенство, около трёх миллионов человек – почти половина населения страны! Сотни тысяч людей покинули родину. До сих пор, спустя 30 лет, обнаруживаются массовые захоронения тысяч безымянных жертв. В стране нет ни одной семьи, в которой бы не погиб кто-то из родных в то чёрное время.  Праздник поминовения умерших приобрёл особый смысл. То, что трагические последствия прошлых лет не преодолены, конечно же, видно, если сойти с туристских дорог и отойти от шикарных отелей.  Как же так получилась, что народ, когда-то создавший на своей территории блистательные шедевры высокой культуры и цивилизации, рухнул в бездну мрака и насилия, голода и нищеты? Вопрос этот мучает, пока, уже в который раз, не убедишься, что уроки истории никого и ничему не учат.

В целом, современные камбоджийцы оставляют очень приятное впечатление. Это милые приветливые люди, с интересной внешностью и мягкими манерами. Многие из них хорошо рисуют, начиная от маленьких детей, создающих свои первые «шедевры» на песке, до молодых художников, примостившихся со своими альбомами на горячих камнях храмов. Дети, хотя и не все учатся в школе, легко и весело изъясняются по-английски, отлично считают на разных языках.  Хочется верить, что новые лучшие времена у этого народа впереди.

В 1992 году ЮНЕСКО включила Ангкор в список мировых памятников культурного наследия. На обширных территориях комплекса американцы, французы, итальянцы, японцы, греки ведут реставрационные работы по программе ЮНЕСКО. Практически уже все памятники разминированы. Многое восстановлено  целиком или в основных фрагментах. 

Одновременно с возрождением древних сооружений идет процесс развития туристической инфраструктуры. Уже существует широкая сеть отличных отелей, принимающая туристов из разных стран. Счет туристам идет на сотни тысяч. На рассвете или закате сотни туристов стекаются в одну точку – к  Ангкор-вату, чтобы полюбоваться восходом или заходом солнца.

Стены ангкорских храмов изобилуют надписями. Одна из них выполнена по указу Джайявармана VII и поясняет, что предпринял он строительство «из великого сочувствия к благу всего мира», чтобы «дать людям амброзию для достижения бессмертия. Благодаря этим добрым делам пусть спасутся все, кто борется в океане земного бытия». И еще: «Да буду я переходить от одного бытия к другому благодаря этому благому делу. Пусть те, кто защитит мои труды, будь то сородичи, друзья или незнакомцы, будут взяты в обитель богов».

Восемь столетий стены храма, побеждая пространство-время, несут нам и нашим потомкам это благородное пожелание. Прикасаясь к горячим камням древних стен,  вижу улыбку Ангкора – улыбку Джайявармана VII, слышу его завет и ощущаю тепло его души. Спасибо.   Вернусь ли сюда когда-нибудь ещё?

Лариса Владимирова


* - Название происходит от санскритского слова нагара, в переводе – город.

** - Будда –  имя не собственное, а нарицательное, означающее «просветленный» или «пробужденный».

*** - Во времена «красных кхмеров» многие памятники истории были подвергнуты варварскому разграблению, минированию с целью дальнейшего разрушения и т. п.

Похожие материалы

Ангкор-Ват

Самый большой и знаменитый храм стоит в центре самого огромного храмового комплекса в мире....

Подробнее

Улыбка Ангкора (Камбоджа)

Далеко внизу раскинулась дельта Меконга с бесчисленными рисовыми полями. С самолёта можно разглядеть домики и даже лодки на воде. Я покидаю заворажива...

Подробнее

Бирма-Нгапали (Мьянма)

У вод Бенгальского залива...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

0,00

    Голосов

    Оценить     (Все результаты)