12.10.12 Экспедиция на Северный Полюс часть 3.

Экспедиционный день на Земле Франца Иосифа и Бунт на ледоколе. День 9. Земля Франца Иосифа: остров Чамп, пролив Маркема, остров Вильчек. День 10. Мыс Тегеттхоф. Скандал на судне разгорелся с новой силой. День 11.

Экспедиционный день на Земле Франца Иосифа и Бунт на ледоколе. День 9.

Сегодня мы достигнем Мыса Флигели (81° 51’) на острове Рудольф. Этот остров является самым северным местом не только Земли Франца Иосифа, но и Европы и целого евро-азиатского континента. Таким образом, Земля Франца Иосифа протягивается в точности на один градус широты (= 111 км. или 60 морских миль) дальше, чем соседний архипелаг Шпицберген, находящийся к западу. Диаметр острова Рудольф составляет 27 км. и  практически весь покрыт льдом – льдообразования отрываются от массива льда в море. Только в некоторых местах, выступы суши и границы плоскогорья выходят изо льда: мыс Флигели на северо  – западе и еще на западном побережье с юга до севера: мыс Саулен и мыс Германия. Некоторые свободные ото льда зоны не имеют богатой растительности, а поверхность по большей части состоит из скалистого камня, осыпи или трясины над слоем вечной мерзлоты. Температуры выше 0° бывают здесь только несколько недель в году.

Утро началось весело, с того , что по ледоколу ходил наш русский путешественник, держа в руке огромный объектив Canon 28—300 и спрашивал кто потерял ЭТО. :)
  Все дружно ржали, сопровождая его поиски словами, что искать нужно именно среди русских, потому что только НАШИ могут ТАКОЕ потерять по вчерашней пьянке. Потом мы услышали объявление по громкой связи и именно на русском языке о том, что просьба русских путешественников проверить свою технику, потому что ищут владельца объектива. Все опять поржали над этим объявлением, не перетранслированном ни на какой другой язык. Уж не знаю, нашелся ли хозяин, надеюсь, что да.

Потом нам объявили начало вертолетной высадки на мыс Флигели. Начали посадку с последней группы № 6, группы товарищей с Тайваня. Когда дошли до нашей группы № 3, прибежали еще несколько наших ребят из 4-й группы,  грязно ругаясь, что про них забыли, мы, конечно же,  предложили им лететь с нами и когда подошла очередь посадки и руководитель спросил какая сейчас группа собралась, все смеясь ответили, что 43-я, это самая редкая группа крови, вспоминая при этом замечательный наш советский фильм «Посторонним вход воспрещен».  Англоговорящий руководитель явно не понял нашего юмора… :)

Короче утро прошло у нас у всех достаточно весело, высадка на мыс Флигели была около часа, поэтому успели побродить по камням, правда с мыслями в голове, что добраться обратно к вертолёту и не сломать себе ноги на этих самых камнях, было бы большой удачей.

Высадившись на мыс я побрела исследовать грунт, расходиться далеко было нельзя и кроме мха и лишайников, да груды камней вокруг казалось ничего и не было. Хотя вдалеке виднелся огромный крест, к нему-то я и отправилась. По дороге увидела склонившуюся группу наших над чем то очень крошечным на земле, приглядевшись повнимательнее увидела, что это маленькие грибочки. Было замечательно увидеть еще кусочек жизни на этом практически безжизненном пространстве. Подойдя поближе к кресту сначала я увидела совершенно белую табличку на которой абсолютно ничего не было написано или настолько стерто, что даже не было и намёка на буквы. Как оказалось, впоследствии эта белая табличка была просто уникальна — это было место захоронения Г. Седова – великого полярного исследователя, погибшего в этих краях 5 марта 1914 года.

27 августа 1912 года из Архангельска к Земле Франца Иосифа направился моторно-парусный барк «Святой Великомученик Фока». На его борту разместилась Русская полярная экспедиция к Северному Полюсу под руководством Г. Седова. Как и его предшественники, Седов намеревался стартовать к Северному Полюсу с Земли Франца Иосифа, но ледовая обстановка вынудила провести его первую зимовку у северо-западного побережья Новой Земли. Весной 1913 года экспедиция совершила тяжелейший 2-х месячный переход, но в результате была составлена подробнейшая карта северной территории России и только 25 августа «Святой Фока» смог вырваться из ледового плена и экспедиция направилась к Земле Франца Иосифа. К архипелагу им пришлось пробиваться через тяжелейшие многолетние льды, к тому же у них закончился запас угля. Зимой 2 февраля 1914 года Седов  вместе с двумя добровольцами — матросами отправился к Северному Полюсу с острова Гукера на трех груженых нартах. Но сильно заболевший Седов так и не осуществил свою попытку достичь Полюса,  умерев в своей палатке. Оба матроса вернулись с огромным трудом на «Святого Фоку».

Стоявший рядом крест был поставлен общественной организацией «Флот Андрея Первозванного» в честь и память русских  полярников. Стоя рядом,  с этим огромным и бесконечно одиноким крестом, я подумала, сколько же нужно было иметь мужества и чести, что погибать во льдах,  во имя служения государства Российского и что теперь таких людей нет и очевидно, что уже и не будет никогда, потому что все они погибли вот так, кто во льдах, кто где-то еще, объединенные одной великой целью.

Надеюсь, что,  по крайней мере,  будут еще находиться люди, подобные нам, которые стремятся увидеть этот мир настоящим, без прикрас  и мишуры отелей All Inclusive с аэробикой у бассейна и анимацией по вечерам. Еще будут находиться люди, которые всё это променяют на такую вот совершенно потрясающую экспедицию к Северному или Южному Полюсу, чтобы увидеть,  как бежит по льдине белый мишка или проплывает совсем рядом горбатый кит,  как выглядывает из воды с интересом морж. Всё это навсегда останется в памяти, как самое волнительное и замечательное путешествие в жизни. И пусть мы не тянули сани с продовольствием на себе, как все эти замечательные люди до нас, проложившие для нас этот путь, но мы всё же  - настоящие путешественники!

А вечером произошло событие, всколыхнувшее всю русскую часть экспедиции. На вечерней лекции, посвященной Земле Франца Иосифа наш экспедиционный лидер Ян Бриде произнес сначала фразочку, что типа это исконная австрийская земля, незаконно присвоенная Россией, усугубив потом еще информацию тем, что как оказывается войну с Наполеоном выиграла австро-венгерская армия… Русская часть нашей экспедиции естественно возмутилась такой постановкой вопроса и сначала попросили нашего экспедиционного лидера  Яна Бриде не разбрасываться подобной информацией, которая вообще не соответствует действительности, да к тому же преподносится на русском ледоколе да еще и в русских территориальных водах. Но товарищ Бриде плевать хотел на наши просьбы и настаивал на «своей» версии истории.  Даже сидящая с нами за одним столиком в ресторане пожилая немецкая пара, которым было по 84 года,  была возмущена таким преподнесение исторических фактов. К тому же на вечер еще вдобавок ко всему наметился ужин в австрийском стиле. Собравшись в баре мы все естественно начали возмущаться и требовать у русского представителя нашей группы официальных извинений. Представитель старался замять сей инцидент, но русские только расходились всё больше и больше. Возникали мнения от пойти набить  морду, до не пойти всем в ресторан на австрийский ужин. В какой-то момент пришел наш армянский товарищ Армен с новостью, что оказывается сегодня вся команда ледокола празднует день военно-морского флота и мы решили сделать небольшой подарок для команды, купили в баре ящик водки и решили позвать кого-нибудь из команды, чтобы вручить от имени русских членов экспедиции. Упаковали коробку с водкой в красивую бумажку и пошли в ресторан, попутно купив еще бутылку, чтобы всем нашим налить по стопке. Ужин был в самом разгаре, иностранцы непонятливо на нас озирались весь вечер, не понимая, что собственно происходит, и почему мы все время собираемся группками и переговариваемся. И вот вошел капитан ледокола, зал затих. Мой муж сказал небольшую речь, все закричали УРА и тут вдруг у нас над головами раздался грохочущий хорошо поставленный командный голос, видимо военного человека, которому, наверное, не сильно понравились наши разрозненные по всему ресторану крики. Он четко и громко, всем буквально приказал приветствовать капитана трехкратным ура как он выразился: «всем два коротких и третье протяжное УРА». И тут весь зал, все русские, повставали со своих мест, держа в руках по стопке водки и с содрогающим грохотом прокричали, теперь уже как нужно приветственное УРА!. Это было грандиозно, просто мороз по коже, мы стояли все за разными столиками, кто где, но в этот момент все мы,  были единым целым одного мощного российского государства.

Мы кричали УРА за всех нас, за всю команду ледокола, за победу над Наполеоном и наш — русский Север… Было здорово и не забываемо прекрасно. Наши русские девчонки-официантки потом подходили и благодарили нас от лица команды и были очень растроганы.

Но все мы – русские,  так и не дождались в тот вечер слов извинения от экспедиционного лидера, поэтому позже в баре решили, что все равно не оставим этого просто так и сообщим куда нужно (соответствующим службам) о «неправильной» политике экспедиционного руководителя на русском ледоколе в русских территориальных водах…

Так заканчивался этот странный день, начавшийся с высадки в месте гибели Седова и заканчивающийся под бурные эмоции русских членов нашей экспедиции. Но продолжение скандала, как потом оказалось, разгорелось впоследствии с новой силой…

Земля Франца Иосифа: остров Чамп, пролив Маркема, остров Вильчек. День 10

Всю ночь ледокол простоял в фарватере, недалеко от острова Чамп, куда утром мы должны были высадиться. Но туман был просто сильнейшим, нельзя было даже видеть в тумане палубы, не говоря уже  о мишках или моржах, которых все так хотели наконец-то увидеть. Не было видно ни зги, как говориться, поэтому никаких полётов на вертолёте, никаких высадок.  Ледокол дрейфовал в полнейшем штиле в районе Австрийского пролива, ветра не было совсем и судя по всему такая ситуация продлится очень долго. Было жалко потраченных впустую дней, если не считать вчерашней короткой высадки, то уже 3-и сутки мы находились в зоне сильнейшего тумана.

На 11:45, наконец – то назначена экскурсия в машинное отделение для нашей, 3-ей группы, так что хоть какое-то время посвятим чему-то более интересному, чем  тусня по палубам ледокола. А еще вчера нам всем поставили в паспорта штампы о пребывании на Северном Полюсе, так что теперь у нас в паспортах есть такая вот официальная отметка, на которой написано по-английски «Географический Северный Полюс 90° N, Ледокол «50 лет Победы» и дата 28 июля 2011 года.

Около 14 часов дня нам удалось высадиться на остров Чамп, названный в честь Уильяма Чампа, секретаря двух экспедиций полярного исследователя Зиглера.

Остров уникален благодаря своим редким геологическим сферам (конкрециям), содержащим большие концентрации кальцита, которые сформировались в глубоком и активном слое многолетней мерзлоты. Самая большая сфера превосходит 2 метра в диаметре. Каким образом именно на этом острове образовались эти сферы никто так и не смог объяснить.

Высадка была на этот раз длительной, более 2 часов, однако на исходе,  которых вдруг появился белый мишка буквально в 20 метрах от нашего телохранителя. Охранник не испугался,  хотя как я поняла вся команда без исключений очень боится белых медведей и не относится к ним как мы, как игрушечным белым мишкам, особенно вертолётчики,  говорят, что медведи даже при работающем вертолёте подходят к нему , встают на задние лапы и пытаются шарахнуть по лопастям, чем могут нанести серьёзный урон вертолёту.

Так вот охранник выпустил две  светошумовые  гранаты, потом еще сделал предупредительный выстрел в воздух, после чего мишка спокойно полез на рядом стоящий пригорок, посмотрел оттуда на всех,  кто стоял поблизости и решил всё-таки полезть от греха подальше в воду. Я, к сожалению,  стояла за выступом и не видела этой картины, видела только,  как народ побежал оттуда в рассыпную. Было весело. :)   Потом я сняла только торчащий из виды мишкин нос,  он был очень хорошенький, правда снимок не удался (мишку немного виднго в центре снимка, плывущего в воде).

Еще на острове было огромное количество достаточно больших птиц, которые просто нападали на людей. Хорошо, что нас предупредили заранее об их агрессивном поведении, потому что при подлёте такой птички хотелось конечно же её зафоткать, но нам сказали, что она бьёт сильно клювом по голове с непредсказуемыми последствиями, поэтому я  при её близком приближении ко мне отбивалась от неё своим фотоаппаратом с криками КЫШ-КЫШ. :)

Рядом наблюдала почти такую же картину, когда стоящий рядом мужчина тоже хотел их сфотографировать, но в итоге начал отмахиваться от них своим огромным дорогущим аппаратом. Ну и правильно подумала я, здоровье дороже хороших снимков. :)

А ближе к ночи капитан нашего ледокола совершил чудеса мореходного искусства, подойдя вплотную к леднику так, что свесившись можно было дотронуться до него рукой, по такому случаю на палубу выбежали даже свободные члены команды с уборщицами и все в восхищении смотрели на эту безмолвную красоту.

Потом капитан издал несколько гудков,  и мы уплыли дальше,  апплодируя  всем составом  нашей экспедиции,  капитану судна.

Мыс Тегеттхоф. Скандал на судне разгорелся с новой силой. День 11

Ну вот, осталось всего 3 дня до окончания нашей экспедиции. Со многими успели перезнакомиться, причем не только с русскими. За ресторанным столиком вместе с нами сидит совершенно потрясающая немецкая пара, мужчина Карел 84-х лет и Инга, 82 года. Почти неделю мы были уверены, что они супруги, как вдруг в какой-то момент Инга сказала, что она всего лишь соседка Карела. И что его жена с радостью отправляет её вместе со своим мужем, чтобы она присматривала за ним в пути. Таким вот образом они объездили огромное количество мест типа Канады, Гренландии, Шпицбергена и др. Карел немного знает слов по-русски и старается даже иногда говорить с нами, хотя, конечно же, все предпочитают говорить по-английски. Просто потрясающе в 84 года отправиться на Северный Полюс, думаю, что наши старички и старушки в таком возрасте, даже, если бы и имели средства для такого путешествия,  всё равно предпочли бы сидеть дома у своих телевизоров. У этой же парочки жажда жизни просто ошеломляющая и очень приятно на самом деле сидеть с ними в ресторане и беседовать на разные темы. Фотографии этой пары выложить не могу, потому что Инга наотрез отказывалась фотографироваться, и я её, как женщина понимаю…

Утром судно встало напротив знаменитого своим рельефом мыса Тегеттхоф. В 1873 году Австрийский полярный корабль, исследовавший полярные земли отчалил ото льдов Новой Земли и стал дрейфовать вместе с арктическими льдами. После первой зимы во льду, в один прекрасный день 1874 года туман ушел и все были восхищены видом земли. Экспедицией руководили Юлиус фон Пауэр и Карл Вейпречт. Вот так Земля Франца Иосифа была открыта и названа в честь австро-венгерского императора. А земля, которую они увидели, была мысом Тегеттхоф, названного впоследствии в честь их корабля.

Из-за сильного тумана пока мы не можем осуществить вылазку на мыс Тегеттхоф, поэтому пошли слушать лекцию  «Кому принадлежит Арктика». Из, казалось бы,  безобидного начала лекции о том, что в недрах Арктики сосредоточены огромные  ресурсы природного газа и нефти,  лекция переросла в политическую в момент, когда начали рассказывать о претензиях русских на шельф Ломоносова. Был показан слайд установления под водами Арктики нашего российского флага и всё это сопровождалось словами, что теперь не 16 век и ставить свои флаги на дне океана, тем самым показывая миру, чья земля — удел вообще убогих и недоразвитых стран типа нашей,  после чего шли фотографии Путина,  парада на Красной Площади с военной техникой, между делом была показана  улыбающаяся «защитница белых медведей»  Хилари Клинтон, как она заботится об увеличении их популяции. После чего уже однозначно было ясно всем сидящим русским (а нас, кстати сказать, было больше 40 человек),  какое мы (русские) пардон мировое дерьмо. Тут уже взорвался мой муж и на хорошем английской языке чтобы всем сидящим было понятно,  громко поведал о неполиткорректности таких лекций, говоря о том, что мы приехали все смотреть природу, животных и наслаждаться отдыхом, вместо этого нас который  день подряд унижают на нашем русском ледоколе в наших же русских территориальных водах. Потом он высказал всё, что думает по поводу поведения руководства экспедицией и тех лекций, которые они читают для всего международного состава,  и что если бы на нашем месте были бы какие-то другие нации,  чьи права на территорию таким вот образом уничижали, то тогда бы они поняли, каково нам сидеть и слушать весь этот бред,  и что мы глубоко уважаем нашу страну и наше правительство и не позволим таким образом преподносить его действия,  после чего демонстративно все русские покинули лекционный зал.

Самое интересное, что потом к моему мужу даже подходили немцы со словами, что может быть они и не со всем сказанным согласны, но уважают  нашу точку зрения и понимают те чувства, которые мы испытываем.

Выйдя с лекции, мы все направились в библиотеку, народ бузил, кто-то принёс уже даже напечатанное на листе бумаги заявление на имя капитана ледокола,  о недопустимости такой политизации на экспедиционном судне,  с просьбой привлечь к ответственности организаторов сего круиза. Мы все дружно подписали,  конечно же, этот документ. :)

Капитан ледокола, когда прочитал сие просто «опух», а после упоминания показа фотографии Путина в ТАКОМ контексте он нам пообещал, что даст этому делу ход.

Ух, короче вместо того, чтобы наслаждаться последние дни пейзажами за бортом у нас все время были какие-то митинги и сходки. Народ весь постоянно нервничал и настроение было очень сильно испорчено. Но вся судовая команда ледокола зато очень была горда нашими действиями и члены команды сказали, что наконец-то появились настоящие патриоты у них на корабле.

Мы не хотели вносить никакой раскол между многонациональным составом нашей экспедиции. Мы просто защищали нашу Родину так, как могли, в данном месте и в данное время…

После всех этих событий последние 2-е суток  мы шли  к Мурманску через Баренцево море. Все мы,  собирая вещи, решили оставить чаевые только судовой команде ледокола,  решив игнорировать полностью команду экспедиционного персонала, испортившего нам наше путешествие своими политическими взглядами…

Странное получилось путешествие,  грандиозное с одной стороны и неожиданно патриотическое с другой. Но в глубине души было приятно осознавать, что,  не смотря ни на что, в нас всех живёт любовь к своей Родине и никому и никогда мы — россияне, не позволим принижать её честь и достоинства, даже так далеко от её границ…

КОНЕЦ. :)

P.S.  Вчера на мой мобильный телефон раздался звонок от одного из наших русских участников экспедиции, он сказал о том, что написал письмо в Государственную Думу – ЧилингаровуА. Н.  обо всём случившемся на ледоколе, так что, очевидно, история эта еще будет иметь продолжение…

Источник

Похожие материалы

Россия. Москва. Загадки московской подземки

Одна из проблем крупного города – это транспортная. Население Москвы вместе с гостями столицы насчитывает более 14 миллионов человек, поэтому роль мет...

Подробнее

Гора Эль Тейде (El Teide)

Млечный Путь с горы Эль Тейде от фотографа Terje Sorgjerd...

ГОРОД АНГЕЛОВ (Таиланд)

Осматривать Бангкок нелегко: жарко, шумно, суетно. Зато делать это можно и днем, и ночью без всяких опасений. По всему городу высятся сотни храмов, зо...