12.10.12 Экспедиция на Северный Полюс часть 1.

Москва-Мурманск. День 1. Посадка на борт ледокола «50 лет Победы». День 2. На Север через Баренцево море. День 3. Земля Франца Иосифа. День 4.

Экспедиция на Северный Полюс. Москва-Мурманск. День 1.

      5 утра, звонит будильник, почему-то я вообще не поняла, что это был будильник,  и проснулась от ощущения какого-то мерзкого звука.
 Правда сознание восстановилось, почти сразу… конечно, ведь сегодня начало путешествия в Страну вечной мерзлоты – на Северный Полюс. До аэропорта доехали быстро, раннее утро в Москве хоть на немного разгрузило дороги, поэтому практически через полчаса мы уже стояли перед входом в терминал. Муж старался накуриться на весь полёт вперед, вынимая одну сигарету за другой, а я через стекло стала рассматривать табло вылета, которое было практически перед  глазами. Найдя рейс в Мурманск, я вдруг увидела, что он задерживается и что рядом стоит цифра 23. У меня аж рюкзак выпал из рук, в голове стали с бешеной скоростью носиться мысли, что если вылет перенесен с 9 утра на 11 ночи, то теперь придется возвращаться домой, и успеем ли мы ко времени посадки на ледокол. Оставив мужа с очередной сигаретой, пошла смотреть повнимательнее табло. Подойдя поближе, поняла, что цифра 23 означала не новое время вылета, а стойку регистрации.  Облегченно вздохнув, я вернулась к улыбающемуся мне мужу, который видимо, в отличие от меня, рассмотрел, что означала эта цифра с улицы и уже начинал отпускать шутки в мою сторону… Ну что, я девушка нервная, мне простительно немного пометаться… главное, что вылет должен состояться вовремя.

      Надевая утром рюкзак себе на спину,  у меня было мелькнула мысль на долю мгновения,  вынуть нафиг компьютер, потому что рюкзак, как мне показалось, был тяжелее чемодана, но теперь, сидя в прохладе зала ожидания и строча свой первый пост, я подумала, что хорошо, что мой верный белоснежный друг со мной и 2 часа ожидания рейса я могу потратить с пользой для себя и на развлечение всем вам…

Перелёт был совсем коротким всего 2 часа, но если учесть официальную задержку рейса на 1 час и час сидения в самолёте в ожидании очереди на взлет, то получилось всё как всегда нервно и долго. Но вот самолёт приземлился в поля иван-чая. Было красиво, вокруг все было розовым от обилия этих цветов. Аэропорт был совсем крошечным и с посадочной полосы через пару метров был выход в город, Я так уже отвыкла от того, что не нужно проходить паспортных контролей и  сопутствующих им длинных очередей, что даже возникло  чувство, что что-то не так.

   Но всё было так и мы вышли из аэропорта под оккупацию местных бомбил. Ну что сказать, московские цены просто отдыхают,   нам заломили цену в 1200 рублей до центра города, я чуть не свалилась в обморок, но выхода другого не было, нас никто не встречал, поэтому пришлось лезть в ту тачку. Кстати сказать, по дороге водитель еще остановился и забрал какую — то бабищу, сказав, что нужно человека подобрать. На мой вопрос, а что у Вас тут так принято типа за наши сумасшедшие деньги еще и бабищ захватывать по дороге? Ответа я не получила… вылезать,  возмущенной,  из машины не хотелось, поэтому скрипя зубами пришлось тупо смириться с нашей русской действительностью и смотреть по сторонам в окно.

Ехали до центра города минут 40. Центр Мурманска — площадь «Пять углов». Вот хоть убей меня,  не помню такого названия со времен своего детства, но я многого не помнила, если не сказать ничего. В отеле нас ждала «радость», наш тур-менеджер забронировала нам номер на завтра, т.о. стоя в отеле сегодня,  мы поняли,  что типа номера для нас нет, правда добрая девушка на ресепшене поселила нас с мужем в два одноместных номера на одном этаже. В такой ситуации мы были рады и такому исходу дела,  понимая, что мы ведь не можем без приключений.

Бросили шмотки и собирались выйти погулять по городу, как в этот момент дверь в мой номер начали открывать ключом и через секунду на пороге стоял мужик с чемоданом и рюкзаком, недоуменно смотря на меня, впрочем,  так же как и я на него. На его тупой вопрос, типа «а что номер занят?», пришлось тупо ответить, что занят, мужик увидел бирки на моем рюкзаке и спросил «Вы тоже в экспедицию»,  я ответила, что да. Он кивнул и пошел на разборки на ресепшен. Встретя его там через несколько минут он радостно сказал, что его поселили этажом ниже,  у меня начинался нервный смех…

Ну,  всё-таки выйдя из отеля, я попыталась было вспомнить ну хоть что-то из детства, проведенного в этом городе, но ничего, абсолютно ничего не узнавала, хотя никто и ничего там не посносил из домов, все они были в жутком состоянии отваливающихся частей  стен повсеместно, ну кроме зданий краевой и городской администрации.  Мы бродили по центру города в поисках улицы, на которой я раньше жила, но так и не найдя её самостоятельно мы обратились за помощью к доброй женщине,  которая нам сказала, как туда дойти. Оказалось, что это было совсем рядом от того места, вокруг которого мы плутали и вдруг я увидела на одном из домов мозаику арктических льдов.

 

Я вспомнила это панно, потому что считала в детстве, что красивее его нет на всем белом свете. Проходя мимо него,  в своем мурманском детстве я всегда останавливалась и смотрела на него как завороженная. И вот теперь я стояла напротив него и чувство чего-то родного и давно забытого захлестнуло. В нем было что – то, безусловно родное, которое было вычеркнуто из моей памяти до этого дня. Постояв немного, мы отправились дальше на улицу моего детства и почти сразу же нашли номер нужного дома. Но меня ждало разочарование,  я не узнавала его, не узнавала практически совсем, какие — то мысли проносились со скоростью света в моей голове, я напрягала свою память, но она, как у больного амнезией лишь посылала мне короткие импульсы, какие-то секундные вспышки.

 

Я расстроилась… я очень хотела, чтобы целый кусок моей жизни длиною в 5 лет хоть как-то восстановился в моей памяти, но ничего этого не произошло и я не знаю почему, я совсем этого не понимала… Бредя по улицам Мурманска, я сказала своему мужу с горечью, «у меня не было дома – никогда». Всё детство я переезжала с бабушкой и дедушкой с одного места на другое Москва – Питер – Мурманск – Оленегорск… и не помню, что было еще,  и теперь я понимаю, что у меня просто никогда не было родного дома. И при этом словосочетании у меня иногда возникают мысли о доме в Питере, но это такая же иллюзия, как дом в Мурманске с той лишь разницей, что дом в Питере я помню совершенно четко…

А салатовый дом я нашла, он до сих пор такого цвета…

Экспедиция на Северный Полюс, посадка на борт ледокола «50 лет Победы». День 2.

Утро. Получила СМС с сообщением, что посадка в автобус, который должен был отвезти всех из отеля «Меридиан», где мы все остановились, на базу АТОМФЛОТА,  перенесена на более позднее время, поэтому было время посмотреть старый фильм по каналу Культура, правда названия которого не знала и даже никогда не видела раньше. В лобби к назначенному времени стоял парень с табличкой «Посейдон», который переписав нас препроводил в автобус. Ехали около 30 минут и я сожалением смотрела по сторонам на полуразвалившиеся дома Мурманска, которые видимо не видели ремонта несколько десятков лет, не говоря уже о покраске. Зрелище была жалкое, и было обидно, что такой город пребывает в таком запустении.

      Сидя в автобусе, с неожиданностю узнала, что оказывается нужно было задекларировать еще и компьютор, а не только всю фототехнику, списки о которой мы подавали задолго до путешествия. К слову сказать, таких как я, впервые услышавших о декларации компьюторов на борту, было не мало и наш сопровождающий сказал, что мы все дружно сделаем вид, что компьюторов у нас ни у кого нет и что шмотки никто проверять явно не будет. Мы все радостно закивали головамиJ

      Автобус подошел к синему зданию, по видимому – таможни. Первое, что бросилось в глаза даже и не наш ледокол ярко-красного цвета, а стоящий вплотную к нему авианосец «Адмирал Кузнецов».

Чувство гордости наполнило душу за такое творение военной техники, правда, снимать его категорически было нельзя так же как сам ледокол.  В автобус вошли двое человек и попросили предъявить паспорта, узнав, что в автобусе русские, с нескрываемой радостью произнесли вслух фразу «Ну наконец-то, наши — русские»  Было приятно…

Около получаса сверяли паспорта с нашими лицами и списком, после чего пропустили нас для посадки на борт ледокола. К нашему великому удивлению встречающий персонал приветствовал нас по-английски, да и как оказалось русскими были только официантки и экипаж ледокола, весь остальной менеджерский состав был составлен из представителей иных государств, потому как фирма «Посейдон» являлась английской. Нашли свою каюту и начали потихоньку раскладывать свои вещи, торопиться было некуда, впереди было 2-х недельное плавание…

Отправление несколько затянулось, потому как маленькое буксирное судно, очень долго маневрируя, пыталось вытащить нашу махину из фарватера. За это время все абсолютно пассажиры вдоволь нащелкали на свои фотоаппараты авианосец, который нельзя было сфотографировать из автобуса, но теперь преград никаких уже не существовало. И вот наступил долгожданный момент и наш ледокол медленно и печально покидал порт Мурманска.

 

В 18 часов нас всех пригласили в лекционный зал для информационной встречи с экспедиционной командой. Хорошо, что можно было взять наушники и переводом, иначе вся информация на английском языке с немецким акцентом осталась бы вне поля моего понимания, впрочем, ничего особо важного не говорили, выводя в центр зала каждого из менеджеров и рассказывая его функции на корабле.

 

Потом мы все приветствовали пассажиров под названия стран, из которых они приехали, стран было много: Канада, Австралия, Таиланд, Шри-Ланка, Тайвань, Германия, Швейцария, Италия, Великобритания, Турция, Финляндия, Украина и Казахстан, ну и, конечно же,  Россия, при упоминании которой поднялся лес рук наших соотечественников. Было радостно, что нас было на этом корабле так много. И забегая вперед, могу сказать как наверное потом команда «Посейдона» жалела о том, что нас — русских было так много и все мы к их огорчению оказались патриотами своей страны, но об этом будет много позже…

Вечером после ужина объявили о переносе времени на 2 часа назад, мы перевели все часы, но предательски хотелось спать, хотя теперь время показывало всего 8 вечера. Я подумала, ну и пусть 8 вечера, сил уже не было ни на что, потому что день выдался насыщенным и напряженным. Так прошли первые сутки нашего путешествия, впереди Северный Ледовитый океан…мишки и Северный Полюс и самые незабываемые приключения…

На Север через Баренцево море. День 3

Встали в 7:30 утра. До завтрака было целых полтора часа, так что времени было предостаточно. У меня был огромный раскладывающийся диван, да к тому же накануне вечером  муж попросил для меня дополнительную подушку (принесли две). Так что спальное место было просто шикарным, хотя качка, постоянное непрекращающееся подрагивание ледокола, шум и лёгкое головокружение присутствовали. Но теперь нужно было приспособиться жить с этими ощущениями 2 недели, так что я не стала экспериментировать и выпила таблетку от укачивания, подумав, что лишней она явно не будет и легла спать с мыслями, что засну вряд ли, потому как новое место, новые тарахтящие звуки и много что еще. Но усталость взяла своё и думаю, что уже через пару минут я спала, что к утру следующего дня оказалось, что спали мы практически 11 часов!!!  Мы радостно подумали, что ну вот наконец-то мы по крайней мере выспимся.

Итак, утро… завтрак с 8 до 9 часов, опять не понятно куда можно было сесть, потому что народ всё время пересаживался с места на место и хотелось уже не шарахаться по ресторану в поисках свободных мест наконец-то. Сели рядом с одиноко-сидящим мужчиной, оказалось, что он финн, владелец каких-то домиков, который сдаются отдыхающим для рыбалки и отдыха, и что у него последний раз останавливался Дерипаска, подумалось, что наверное после его посещения у финна наконец-то появились деньги для такого путешествия. 

Еще в разговоре накануне вечером узнали об одном пассажире, которого не впустила таможня мурманская т.к. у него виза начиналась на следующий день после прилёта,  и таким образом этот несчастный так и не попал на ледокол, и пропала теперь его  путёвка, стоящая огромных денег. Мы вздохнули, подумав, что какое счастье, что у нас такая фигня была всего лишь с отелем, а не с документами…

В 10:30 пойдем слушать инструктаж  по технике безопасности и шлюпочной тревоге, надеюсь, там будет весело.

Инструктаж прошел на самом деле весело, потому что была общая перекличка на всех языках мира, особенно, когда очередь дошла до товарища из Финляндии, называя его номер каюты инструктор сказал, что к сожалению не знает ни слова по-фински, на что товарищ ответил, что тоже не знает, после чего инструктор задал вопрос «А Вы уверены, что Вы из Финляндии?» Человек ответил, что ДА,  на этом весь зал начал дружно ржать… После переклички нам начали показывать весёлые картинки, где ледокол накрывает огромная волна цунами, отчего зал просто замер, но инструктор сказал что ЭТО нам не грозит, потому что в здешних местах цунами не бывает, зал облегченно выдохнул… В общем около получаса нам рассказывали всякие ужасы, которые могут произойти на борту корабля и где нужно собираться услышав 7 коротких гудков и один длинный и просто один длинный гудок, так вот один длинный гудок, будет означать капец полнейший и нужно всем будет срочно эвакуироваться на лодках.

   

Потом пришел офицер, отвечающий за безопасность на судне с матросом и начал нам демонстрировать, как надевать спасательный жилет и как облачаться в специальный спасательный термокостюм. На вопрос, есть ли у кого вопросы, оказалось  много желающих получить более точную информацию и,  кстати сказать, все вопросы задавали именно наши соотечественники, очевидно насмотревшись накануне ужасов про «Булгарию».  Я порадовалась нашей такой сознательности. К слову, в таком вот термокостюме человек может провести в ледяной воде 6 часов на плаву, после чего его должны подобрать с вертолёта, на вопросы каким образом за 6 часов вертолёт сможет долететь и  найти терпящих бедствие, я  с удивлением узнала, что оказывается по морскому правилу  все суда должны прокладывать свои маршруты таким образом, чтобы от точек локализации спасательных вертолётов можно было бы добраться за 6 часов к любому месту аварийной высадки. Это порадовало. Затем нам сказали, что будет проведена тренировка посадки в спасательные лодки по сигналу. Мы,  услышав его,  должны будем надеть теплую одежду и собраться у спасательных шлюпок, что собственно через 15 минут мы все и сделали. Народ как всегда тупо шутил по этому поводу, но в шлюпки мы забрались все благополучно, даже и не ударившись головой обо все преграды на пути… 

Еще вечером нам предстоит знакомство с капитаном ледокола Дмитрием Лобусовым и старшими офицерами ледокола на Капитанском вечере с коктейлями,  знакомство с пилотами вертолёта и охраны  и получение всех информации о том, каким образом мы будем осуществлять вылеты.

До всего этого я наконец-то собралась принять ванну, выпить чашечку кофе, почитать книжечку (ну не зря же я её тащила на край света)… из всего перечисленного мне удалось только принять душ и немного обсохнуть, как по громкой связи стали кричать, что по правому борту идут киты!!!  Я, находясь в пижаме, бросилась одевать куртку, ботинки прямо на босу ногу и таким вот чучелом понеслась вместе со всеми на палубу, мужу посчастливилось больше, он был уже там одетый и с фотоаппаратом и как потом мне рассказывал он практически первым их и увидел. Киты на самом деле были и много, правда они всё время исчезали в пучине морской, и поймать их на фотик не удавалось никак.

Я снимала то часть хвоста, то часть бочка или спинки, но само ощущение того, что мы плывем вместе со стаей китов радовало безумно. Потом члены экипажа рассказывали, что китов была большая стая,  около 50 особей и что последние 6 лет они не видели такого их скопления,  и что вообще встретить китов было огромной удачей… Что ж,  удача нам эта была очень кстати, потому как дождь,  практически сопровождавший нас со времени выхода из порта Мурманска, несколько портил настроение, к тому же хотелось уже приключений...

Горбатые киты, Баренцево море  Горбатые киты, Баренцево море

Земля Франца Иосифа. День 4.

Сегодня у нас запланирована первая вертолётная высадка на Землю Франца Иосифа. Вечером накануне вывесили списки всех пассажиров с номерами групп, мы оказались в 3-ей. Это значит, что нас вертолёт должен забрать с третьего рейса. Ледокол медленно двигался в гряде островов, было очень радостно увидеть наконец-то землю, и стоя на палубе, я подумала, как же должны были когда-то радоваться моряки дальнего плавания, когда после нескольких месяцев пути, а то и лет они видели Землю. Конечно же эта была совсем другая радость нежели у меня сегодня, но всё равно было бесконечно приятно наблюдать как  всплывают силуэты островов, покрытых снегом, стаек птиц, предвестников суши и очень красивые облака, нависшие над горами.

По громкой связи объявили, что начинается посадка для 1-й группы,  и мы начали готовиться также для высадки, облачаясь в горы одежды, резиновые сапоги, с огромным трудом добытые на корабле, хотя обещали всем выдать их напрокат, но видимо наши размеры как-то слишком быстро закончились и мужу не могли найти сапог практически до самой высадки. Но вот всё нужное и ненужное было на себя одето и мы отправились к вертолетной площадке…

В вертолёт МИ-8 нас помещалось по 20 человек  и мы, следуя инстукциям, очень быстро загрузились туда, не смотря на веревочную лестницу. :)


 Было интересно отрываться от борта ледокола и смотреть в окно иллюминатора как он остается позади, такой крошечный маленький красный кораблик, который стал нам уже самым настоящим домом за эти дни… Немного про архипелаг «Земля Франца Иосифа»… архипелаг отличается своей исключительной раздробленностью, нигде более в Арктике не повторяющейся.

Коренной рельеф островов — базальтовые плато высотой 50—100 м до 500—600 м. Из-за постепенного потепления климата последнее время ежегодно ледники архипелага теряют 3,8 куб.км. льда. Из-за таяния и отступания ледников упало продуцирование айсбергов, освобождаются значительные площади побережья.

 

Климат становится мягче, вследствие чего увеличивается вегетационный период у растений и на одном из островов под названием Мэйбэлл при высадке из вертолёта мы просто оказались на поле, покрытом чудесными желтыми цветами. Было так потрясающе увидеть эти крошечные цветочки рядом со льдами…  А еще нам встречались птицы со смешными названиями толстоклювая кайра, глупыш и люрик.

На острове Бэлл был потрясающий щитовой домик-зимовье, сооруженный в далёком 1880 году английской экспедицией Ли Смита на паровой яхте «EIRA». На внутренних стенах этого домика имеются уникальные записи и автографы известных исследователей с 1880 г. до второй половины 20 века.

Вообще почти на каждом острове архипелага были какие-то знаменательные достопримечательности: остатки международных лагерей или продуктовых складов, памятные знаки в честь первооткрывателей Севера, остатки советских метеорологических станций и даже частей самолёта, которые в 1937 году доставили на льдину в район Северного Полюса сотрудников и оборудование дрейфующей станции «Северный Полюс-1». Одним словом огромный пласт истории освоения Севера расположен именно на этих островах и хотелось бы конечно увидеть своими глазами каждый такой объект, но такой возможности не было, наш путь лежал дальше на Север…  Но кстати сказать именно здесь мы увидели впервые и моржа и белого мишку, конечно они были очень далеко, но было ощущение радости увиденного. :)

 

Когда мы покидали последний остров архипелага Скалу Рубини и остров Гукера наш ледокол издал прощальные три коротких гудка и один продолжительно длинный, так мы прощались со станцией на берегу этого богом забытого места, где каким то чудом всё-ещё  существовали люди, неся свою вахту.

Смотрите так же Путешествие на Северный Полюсь часть2.

Источник

Похожие материалы

Россия. Москва. Загадки московской подземки

Одна из проблем крупного города – это транспортная. Население Москвы вместе с гостями столицы насчитывает более 14 миллионов человек, поэтому роль мет...

Подробнее

Гора Эль Тейде (El Teide)

Млечный Путь с горы Эль Тейде от фотографа Terje Sorgjerd...

Подробнее

ГОРОД АНГЕЛОВ (Таиланд)

Осматривать Бангкок нелегко: жарко, шумно, суетно. Зато делать это можно и днем, и ночью без всяких опасений. По всему городу высятся сотни храмов, зо...

Подробнее

Вернуться к оглавлению


Оценка страницы

10,00

    Голосов

1

    Оценить     (Все результаты)